К древней истории нашего края
Подавляющая масса публикаций, рассказывающих об истории города Ликино-Дулёво начинается с событий XIX века: "Населенные пункты Ликино и Дулёво, из которых в 1937 году был образован город Ликино-Дулёво, возникли вокруг промышленных предприятий. В 1837 году на пустоши Дулёво близ деревни Ликино Покровского уезда Владимирской губернии разбогатевший крестьянин Т.Я. Кузнецов построил фарфоровый завод".
Тем не менее, люди в окрестностях нашего города жили с доисторических времён, однако на этот счёт доступных публикаций гораздо меньше.
Территория Орехово-Зуевского района освободилась от ледника в IX тысячелетии до н.э.. Кто и как жил на этой земле в доледниковый период достоверно сказать нельзя. Но и с уходом ледника, по мнению ряда исследователей, на эти земли люди долгое время не стремились из-за их труднодоступности и малопригодности для жизни. В первую очередь заселялись более плодородные южные земли.
В XXI-XX веках до н.э. в наших краях поселились неолитические племена индоевропейцев (такт назваемые археологические культуры шнуровой керамики и боевых топоров). Их сменили индоевропейцы - праславяне фатьяновской археологической культуры, наследниками которой стали индоевропейцы дьяковской культуры. Дьяковская культура сформировалась в VII веке до н.э.. А уже спустя 1400 лет прекратила существование. Фино-угорскими наследниками дьяковской культуры стал народ меря (IX-XIII века н.э.). Меря селились вдоль реки, называвшейся в честь них Мерьская (позднее стала именоваться Нерская). Основными занятиями их были охота и рыболовство. Позднее начало развиваться скотоводство, но в очень малом объёме. Из-за труднодоступности нашего края у мери не было врагов.
В междуречье Клязьмы и Нерской славяне начали проникать в VIII веке н.э.. Славянские племена воинов-земледельцев принесли в Мерьский край свои достижения, идеологию и мировоззрение, которые меря постепенно перенимали.
С северо-запада шли новгородские славяне, с запада по Клязьме - кривичи; с юго-запада из Польши по Оке, Москве и Нерской пришли вятичи - потомки рода князя Вятко. Здесь они основали крупное по тем временам поселение, от которого сохранились куровские курганы. Их высота и площадь а также найденные в них при раскопках предметы быта говорят о том, что здесь жило не мало бояр, а возможно тут находилась столица одного из вятичских княжеств. По соседству с куровским поселением вятичей пришлые новгородцы во главе с боярином Ончифером основали своё большое поселение, которое позднее стало именоваться Анциферово. Оба поселения жили земледелием и контролем за торговым путём, шедшим по Нерской от Зуева Волочека (Орехово-Зуево) до Нерского Мыта (Воскресенск); и были основаны в XII веке. Согласно легендам в то же время вблизи от них был основан и монастырь.
Скудность нашего знания о вятичах ученые связывают с тем, что этот славянский союз жил на дремучих окраинах тогдашней Руси и был плохо управляемым какой-либо внешней властью. Летописцы, описывавшие деяния центральных властей, неудобный для этих властей народ старались упоминать как можно реже, в основном указывая победы над ним (как потом выяснялось кратковременные). Кроме того, главные летописцы земли русской - киевские постарались максимально предать историческому забвению практически всех князей всех славянских союзов дохристианской Руси.
В IX веке вятичи платили дань хазарам по беличьей шкурке с дома. В 966 году от хазарской дани их освободил Святослав, обязав взамен платить дань Киеву. В 972 году после трагической гибели Святослава вятичи перестали платить дань. Только в 981 году его сын Владимир вновь сумел обложить вятичей данью с каждого плуга. Насколько успешно это ему удалось, говорит тот факт, что уже в следующем году ему вновь пришлось воевать с вятичами всё по той же причине. Назначавшиеся из Киева наместники и князья в этих землях были бессильны выстроить эффективную вертикаль власти. Местная же элита по максимуму старалась использовать бессилие центральной власти. В XII веке находясь на стыке Черниговского, Смоленского, Суздальского, Муромского и Рязанского княжеств вятичи умудрялись жить фактически автономно и от князей этих городов. Впрочем, у князей хватало собственных забот - они постоянно между собой воевали. О распрях же среди вятичских князей ничего известно не было. Т.о. остальная Русь вполне могла бы поучиться у вятичей тому как жить в мире и согласии между собой и с соседями - племенем меря.
Территория нынешнего Ликино-Дулёво занимала уникальное положение в окружающем ландшафте. Именно здесь, практически параллельно нынешним улицам города, проходил древний путь торгового волока, соединяющий Оку и Клязьму. В средние века река Клязьма являлась важнейшим водным путем северо-восточной Руси. На этой реке стояла столица Руси - град Владимир-на-Клязьме, и все дороги из Владимира на запад (в Киев, Смоленск, Рязань, Москву и т. д.) пролегали по Клязьме. По многоводной в то время реке плавали ладьи с великими и удельными князьями, митрополитами и епископами, воинами и купцами. А чтобы из Клязьмы попасть в другие, текущие на север, юг или запад реки, в определенных местах устраивали волоки - сухопутные переходы от реки в реку. Например, через Яузский волок попадали в Москву-реку и далее в Оку. Через Волок Ламский из Москвы-реки и Рузы уходили по Ламе на север к Волге. Места всех волоков были всегда хорошо известными и обжитыми. Впоследствии здесь возникали крупные поселения. Так появился очень благозвучный по названию город Волоколамск, так возникли Мытищи: мыт (пошлина) за яузский волок был очень большим и его прозвали "мытище" (по аналогии со словами "кулачище", "котище", "мужичище"). Так, на яузском пути возникла, наконец, и сама Москва.
Небольшой волок, т. е. Волочёк, существовал и в наших местах, где проходил водораздел между бассейнами Клязьмы и Нерской. Благодаря Волочку Зуеву из Клязьмы по речке Дроздне уходили к югу, затем переносили лодки посуху и попадали в притоки Нерской, а по ним в Москву-реку и Оку. Таким образом осуществлялся кратчайший путь из Владимира в Рязань, центр могущественного Муромо-Рязанского княжества. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдвое, по сравнению с дорогой через яузский волок.
За пользование волоками брали пошлину - мыт. Не был исключением и волок с Клязьмы на Москву-реку: в устье реки Нерской прежде стояло поселение Усть-Мерский Мыт.
Почему мы привязываем путь волока к современному Ликино-Дулёво? Если посмотреть даже на современную карту, то это оказывается наиболее разумным маршрутом, ведь и восточнее, и западнее города до сих пор расположены болота или осушенные в 60-70-е гг, или разработанные в ходе добычи торфа. Очевидно, что и в средние века, путешествие через эти болота были не самым комфортным занятием.
Город, хоть и стоит среди болот, но те наши предки, кто основывал селение Ликино, наверняка выбрали для постройки собственных домов местность чуть возвышенную. Вполне возможно, было также не рационально двигаться через д.Гора (она ведь и вправду на горе). Так что предполагаемый маршрут пролегал от Нерской через её притоки (например, Оботь), далее по суше как раз через микрорайон ЛиАЗ и далее в Дроздну.
Именно с "Ликино-Дулёвским" волоком связано событие, упомянутое в Московском летописном своде. Описывается поход в 1209 году (6717-м от Сотворения мира) владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо, против рязанских князей Изяслава и Кир-Михаила.
Как известно, с конца XII в. началось усиление власти суздальских князей, потомков князя Юрия Долгорукого. Вслед за Андреем Юрьевичем Боголюбским великим князем стал Всеволод Юрьевич III, прозванный Всеволодом Большое Гнездо. Его княжение было самым длительным на Руси (с 1176 по 1212 гг.), а сила князя ощущалась по всей Руси.
Власть требовалось удерживать, и потому отношения с соседями были не всегда мирными. Соседние с Владимиро-Суздальским княжеством Рязанское и Пронское княжества долго сопротивлялись давлению Всеволода, посягавшего на их независимость.
В 1207 г. князь Всеволод Юрьевич заподозрил очередное неповиновение Рязани, подошел с войском под ее стены, захватил в полон рязанских князей и заточил их во Владимире.
На следующий год рязанским князем был посажен сын Всеволода князь Ярослав, но рязанцы восстали против чужака. Они схватили людей Ярослава "и поковаша, а иных в погреб засыпаете изморите". Разгневанный Всеволод вновь пришел с войском к Рязани, "...людям повеле всем изыти из града и с товаром ияко-же изыдоша ecu и повеле зажещи его за их непокорство... "
Разумеется, оставшиеся на свободе рязанские и пронские князья мстили Всеволоду за себя и за свою землю и пытались даже делать набеги на соседние с ними владимирские земли. О таком набеге и упоминают летописи. Вот как это было записано тем языком:
"В лето 6717. Приходшиа к Москва Рязанъская два князя, Изяслав Володимерич и Кюр Михаил, Всеволодич, слыша бо, яко сынове Всеволоже отошли суть на Тферь противу Новгородцем, а сего не ведяху, якоурядившеся с новгородци приидоша с Тфери в Володимерь к отцю своему; нача же воевати села около Москвы. Слышав же князь великий Всеволод посла противу им вборзе сына своего Георгия. Пришедшу же ему на Голубино вечер и посла сторожи пытатирати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Меръске, а Кюр Михаил на Литове, а люди своя распустиша воевати. Георгий же поиде черес ночь противу иде за ними вборзе с полком своим и приде к реце Дрозъдне и ту у дари на Изяслава, он же побеже, а дружину его избиша, а другия изъимаша, а сам утече чрес реку, и много дружина истопоша около его. Слышав же то Кюр Михаил, оже Изяслав побежен, и беже и сам с полком своим, бяше бо тогда великий четверток и собор архангела Гавриила. Князь же Георгие взвратися с победою ко отцю своему в Володимир с великою честью".
Сражение между князьями произошло на реке Дроздне вблизи так называемого "Волочца" или "Волочка". Текст летописи повествует, что великий князь Всеволод послал против рязанцев своего сына Георгия, находившегося со своими дружинниками в местечке Голубино. В это время лагерь Изяслава находился на реке Мерьске (нынешней Нерской), а Кир-Михаил стоял на Литове (Летовке) - притоке Цны.
"Георгий же поиде черес ночь противу Изяславу на Мерьску, той бе ему напреди, и быв на Волочце, и оттоля ряди сторожевый полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же. И в ранью зорю сретошася стороже их, и погнаше Юрьевы сторожи Изяславлих... Георгий же поиде за ними вборзе с полком и приде к реце Дрозьдне и ту удари на Изяслава..."
Дружина Изяслава была разбита, он сам и князь Михаил бежали, а князь Георгий с честью возвратился во Владимир. Летопись сообщает также, что событие произошло в день празднования собора архангела Гавриила (8 апреля) и что этот день совпал с Великим Четвергом (следовательно, Пасха 1209 г. приходилась на 11 апреля).
Река Дроздна и ныне протекает под эстакадой шоссе Ликино-Дулёво - Орехово-Зуево по юго-западной границе города Орехово-Зуево.
Источники:
http://www.wmouse.ru/CityHistory.shtml;
http://www.zuevo.ru;
http://www.kurovskoye.ru
назад
|