Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Методика выявления малонарушенных лесных территорий

Работа по выявлению малонарушенных лесных территорий проводилась в три этапа с использованием на каждом последующем этапе все более и более детальных источников информации. Использование на первых двух этапах информации обзорного характера (картографических материалов на первом этапе и космических снимков среднего разрешения на втором) позволило исключить из анализа с использованием дорогостоящей космической съемки высокого разрешения значительную часть территории Европейского Севера России. Это позволило выполнить всю работу в условиях ограниченной возможности приобретения снимков высокого разрешения без снижения точности и детальности полученных результатов.

При возникновении спорных вопросов в рамках первого или второго этапов (например, недостатке информации для отнесения конкретной дороги к той или иной категории или в наличии или отсутствии вырубок на определенном участке) решение таких вопросов всегда относилось на следующий этап. Ниже приводится методика работы в рамках каждого этапа. Дополнительные пояснения к методике приводятся в главах "Фоновые антропогенные воздействия" и "Использованные материалы и источники информации".

I этап. Составление карты фрагментации природных территорий элементами антропогенной инфраструктуры и исключение из дальнейшего анализа не фрагментированных участков, меньших заданного критерия площади, на основании картографических материалов.

Исключение тундровой зоны с использованием космических снимков среднего разрешения.

Цель: выявить не фрагментированные антропогенной инфраструктурой участки площадью более 50000 гектаров, в пределах которых потенциально могут быть расположены малонарушенные лесные территории, и исключить тундровую зону.

Таблица 1. Элементы антропогенной инфраструктуры, учитывавшиеся на первом (обзорном) этапе работы, и использовавшиеся размеры буферных зон вдоль (вокруг) этих элементов, м

Вид элемента антропогенной инфраструктуры

Тип элемента на карте

Размер буферной зоны,м

Автодороги федерального и областного значения

линейный

1000

Прочие автодороги общего пользования, а также хозяйственные дороги, фактически являющиеся дорогами общего пользования (соединяющие друг с другом населенные пункты и/или дороги общего пользования)

линейный

500

Магистральные продуктопроводы и линии электропередачи

линейный

500

Хозяйственные дороги, являющиеся дорогами общего пользования, или соединяющие друг с другом иные элементы антропогенной инфраструктуры, или элементы антропогенной инфраструктуры и места современной добычи природных ресурсов (кроме автозимников и тракторных (вездеходных) дорог), узкоколейные железные дороги

линейный

О*

Железные дороги ширококолейные

линейный

1000

Судоходные реки, озера, водохранилища, побережья морей

линейный

1000

Города с населением более 500 тыс. человек

площадной

10000**

Города с населением от 100 до 500 тыс. человек

площадной

10000**

Города с населением от 50 до 100 тыс. человек

площадной

5000**

Населенные пункты с населением от 10 до 50 тыс. человек

точечный

1000

Населенные пункты с населением от 2 до 10 тыс. человек

точечный

500

Населенные пункты с населением менее 2 тыс. человек

точечный

500

Буровые площадки нефтегазового комплекса

точечный

1000

* Элементы этой категории рассматривались как значимый элемент антропогенной инфраструктуры только в том случае, если полностью разделяли единый природный массив, ограниченный иными категориями элементов антропогенной инфраструктуры, на отдельные части.

** Выделение буферных зон вокруг данных категорий населенных пунктов имеет условное значение, поскольку все эти буферные зоны в пределах рассматриваемой территории попали в буферные зоны других объектов или в мелкие фрагменты, отграниченные буферными зонами других объектов.

В качестве исходных материалов на данном этапе использовались общегеографические региональные карты (масштаб от 1:200.000 до 1:1.000.000) издания 1993-96 г.г. Карты служили источниками данных о населенных пунктах и промышленных объектах, дорожной сети и трубопроводах. Неполнота и неточность этих карт компенсировались на следующих этапах работы. Для исключения тундровой зоны использовались космические снимки Ресурс МСУ-СК.

На данном этапе из анализа (в пределах лесной зоны) были исключены автозимники и тракторные (вездеходные) дороги, а также дороги вдоль линии государственной границы, не являющиеся дорогами общего пользования.

Рис. 46. Исходные данные (дорожная сеть, судоходные оеки и озера и населенные пункты) и территории, удаленные от постоянно функционирующих источников антропогенной нагрузки.

К судоходным относились участки рек, озер и водохранилищ, отмеченные как судоходные на картах масштаба 1:1000000.

Работы, проведенные в рамках I этапа

1. Составление цифровой карты элементов антропогенной инфраструктуры, указанных в таблице 1, на всю рассматриваемую территорию и примыкающую полосу не менее чем 100-километровой ширины.

2. Построение буферных зон вдоль элементов антропогенной инфраструктуры (таблица 1). Размеры буферных зон устанавливались в соответствии с минимальной оценкой расстояния воздействия конкретных элементов антропогенной инфраструктуры на прилегающие природные экосистемы. По ряду элементов, по которым такая оценка отсутствовала, установлены минимальные буферные зоны (500 метров).

3. Составление карты участков, лежащих вне буферных зон, и исключение из дальнейшего рассмотрения тех из них, которые не соответствуют заданным критериям площади (50000 га) и ширины (10 км).

4. Отграничение от анализируемой территории тундры и примыкающих к ней безлесных болотных и горных массивов. При этом узкие полосы леса, ширина которых не превышала 2 километров, исключались из рассмотрения.

В результате данного этапа из дальнейшего рассмотрения были исключены сильно фрагментированные антропогенной инфраструктурой территории в пределах лесной зоны, а также тундра и примыкающие к ней безлесные территории (болота, гольцы). Оставшаяся территория уже представляла собой не единое целое, а множество дискретных массивов (рис. 46, 47). Из дальнейшего анализа было исключено 44,3 % площади рассматриваемой территории.

Рис. 47. Результат выполнения I части анализа: карта крупных (более 50 тыс. га) территорий лесной зоны Европейского Севера России без постоянно функционирующих дорог и поселений (с исключенной тундровой зоной).

назад     оглавление     вперед



Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!