Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 5, ноябрь 1997
Обложка номера Cледующая статья

Карельский перешеек: время перемен?

23 мая 1997 года Губернатор Ленинградской области В.Густов создал межведомственную комиссию "по проверке состояния ведения лесного хозяйства и лесопользования в Выборгском, Приозерском и Всеволожском районах". В состав Комиссии вошли представители Комитета по лесу, Комитета по лесопромышленному комплексу, службы по валютному и экспортному контролю, оперативной службы налоговой полиции, службы правового обеспечения Северо-Западного пограничного округа, специалисты Управления иммиграционного контроля, главного управления по делам гражданской обороны, Комитета природопользования и экологической безопасности, миграционной службы, государственной налоговой инспекции и таможенной инспекции Санкт-Петербурга, а также представители муниципальных образований трех районов. В состав комиссии был официально включен координатор лесной компании Гринпис России. Позже к работе Комиссии подключились депутаты областного законодательного собрания. Комиссия работала больше двух месяцев. Списка выявленных нарушений с лихвой хватило бы на несколько областей. Работа закончена. Мы публикуем некоторые материалы, посвященные работе Комиссии.


Краткий обзор состояния лесного хозяйства и лесопользования на Карельском перешейке Ленинградской области


Официальное резюме отчёта межведомственной комиссии

В последние годы в лесном хозяйстве на Карельском перешейке сложилась критическая ситуация, требующая принятия жестких и оперативных мер. Ежегодно Ленинградской области наносится значительный материальный ущерб, серьезно ухудшается экологическая обстановка, создан дополнительный комплекс социальных проблем.

Нежелательные тенденции в лесном секторе связаны, в основном, с несколькими моментами:

  1. "Скандинавская технология" в условиях Ленинградской области - это целый ряд правил и условий, определяющих применение скандинавской техники и, в первую очередь, особые правила отпуска древесины на корню и учета заготовленной древесины. Поспешное внедрение этих правил, имеющих мало общего с аналогичными правилами скандинавских стран, следует признать ошибкой.

    Материалы комиссии показывают, что применение "ленинградского" варианта "скандинавской технологии" привело к неконтролируемым рубкам, отсутствию точного учета отпускаемой на корню и фактически заготовленной древесины. Реальные объемы вырубленной древесины по конкретным делянкам могут в 5 раз превышать объемы, указанные в лесорубочных билетах. Перерубы на 50-100% стали обычными. Большинство фирм свои перерубы скрывают и, естественно, не оплачивают, так как "ленинградский" вариант "скандинавской технологии" не предусматривает реального механизма учета вырубаемой древесины и проверок своевременности и полноты внесения платежей в бюджет. Все эти вопросы фактически оставлены на усмотрение лесозаготовителей (признание факта переруба и оплата переруба - это личное дело руководителей коммерческих лесозаготовительных фирм).

    По оценкам комиссии, реальные размеры рубок по Выборгскому, Лесогорскому и Рощинскому лесхозам составляют не менее 140% от выписанных лесорубочных билетов. Таким образом, только по Выборгскому лесхозу бюджет области в 1996 году недополучил более 860 млн.руб. В целом по Карельскому перешейку сумма непоступлений в бюджет в 1996 году превысила 1.5 млрд.руб.

    Кроме того, широкое применение "скандинавской" технологии привело к практически полному стиранию различий между группами лесов и категориями защитности лесов первой группы. На практике - там, где главное пользование разрешено, вырубают в общей сложности меньше, чем в лесах, имеющих особый природоохранный статус.

    О сложившейся ситуации осведомлены и Комитет по лесопромышленному комплексу, представляющий исключительно интересы лесозаготовителей, и Комитет по лесу Ленинградской области. Сохранение сложившегося положения во многом выгодно недобросовестным работникам лесного хозяйства и лесопользователям.

  2. В 1995-1997 годах на Карельском перешейке утвердилась практика определения мест рубок промежуточного пользования (рубок ухода) и допустимых объемов этих рубок исходя из запросов и пожеланий конкретных лесозаготовителей. При этом, лесоводственные требования (например, цели рубок, их повторяемость, формирование устойчивых насаждений и т.д.) учитываются лишь в части, не противоречащей заказу лесозаготовителей. Такие перерасчеты проводятся Северо-западным государственным лесоустроительным предприятием по заказу лесопользователей по прямому указанию, либо с согласия Комитета по лесу.

  3. Объемы нарядов на отпуск древесины в некоторых лесхозах (например, в Выборгском) превышают объемы рубок, разрешенные в установленном порядке, а объемы рубок по лесорубочным билетам превышают объемы, указанные в нарядах. При этом, фактические объемы заготовки не менее чем на 40% превышают объемы, указанные в лесорубочных билетах.

  4. Практически в каждом из проверенных Комиссией лесхозов выявлены факты ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей рядом сотрудников лесхозов. Следствием таких нарушений являются значительные финансовые потери. Ситуация на Карельском перешейке показывает неэффективность ведомственного контроля Комитета по лесу в части выявления и устранения нарушений, допускаемых сотрудниками лесхозов (службой лесной охраны).

  5. В Ленинградской области сложились весьма "специфичные" методы финансирования лесного хозяйства. Так, лесхозы, пользуясь своим монопольным правом в части отпуска древесины на корню и контроля качества разработки лесосек, вынуждают лесопользователей оплачивать лесхозам услуги по многократно завышенным ценам, либо фиктивные услуги. Цены на услуги определяются руководством лесхозов. Объемы таких платежей могут исчисляться сотнями миллионов рублей в год на лесхоз. Такая ситуация является следствием отсутствия бюджетного финансирования, тем не менее, необходимо регламентировать и ограничить подобную деятельность лесхозов.

  6. В 1996-1997 годах самовольные переуступки прав на рубки от лесхозов прочим лесозаготовителям стали распространенным явлением. Таким образом заготавливается до 30% всей древесины. Фактически лесхозы практикуют отпуск древесины на корню, при этом вырученные средства поступают на счета лесхозов а не в бюджет области.

  7. Ставки лесных податей, применяемые на Карельском перешейке, крайне занижены. Лесхозы при самовольной переуступке прав используют ставки податей в 3-5 раз выше и при этом не испытывают затруднений в сбыте древесины.

    Система рентных надбавок и таксовых поясов не соответствует сложившейся в последние годы системе перевозок и сбыта древесины, ориентированной, в основном, на экспорт круглого леса. В результате, для наиболее рентабельных участков установлены наименьшие рентные надбавки.

    Недостатки в организации финансово-хозяйственной системы привели к тому, что бюджет области в 1996 недополучил примерно 12-15 млрд.руб.

  8. Передача в аренду значительной части лесов Карельского перешейка усугубляет сложившуюся ситуацию. По действующему Лесному кодексу арендатор освобождается от оплаты за древесину, заготовленную в порядке промежуточного пользования. В условиях Карельского перешейка это означает сокращение поступлений в бюджет на 30-50% (70% для Выборгского лесхоза).

    Фирмы, получившие право на аренду лесов на льготных условиях не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым таким фирмам по Лесному кодексу РФ.

    Недопустимо передавать леса в краткосрочное пользование и в аренду фирмам, имеющим долги по уплате лесных податей. В то же время, фирмы, имеющие многомиллионные задолженности по лесным податям, по-прежнему беспрепятственно и фактически бесплатно получают наряды и лесорубочные билеты на новые делянки. Фактически создается система бесплатного получения лесных ресурсов.

    Обращает на себя внимание то, что при разработке планов передачи лесов в аренду не принимались во внимание существующие и проектируемые особо охраняемые природные территории. Передача лесов в аренду делает практически невозможным расширение сети особо охраняемых природных территорий на Карельском перешейке.

  9. В последние годы в силу недостатков законодательной базы сложилась ненормальная практика игнорирования органами управления лесным хозяйством ограничений промежуточного пользования (рубок ухода), установленных в ряде особо охраняемых природных территорий.

  10. В 1992-1996 годах на Карельском перешейке участились случаи самозахватов земель лесного фонда. Органы власти всех уровней практически бездействуют, а подчас и активно участвуют в организации незаконных захватов и распродажи земель. На фоне общего бездействия властей сложилась практика легализации самовольных захватов по фактическому пользованию без применения каких-либо мер к нарушителям земельного и лесного законодательства.

  11. Согласно данным Выборгской таможни, по результатам выборочных проверок количества вывозимых из России лесоматериалов за период с 1994 по 1996г. и результатам контрольных замеров, проведенных Комиссией, в среднем каждый лесовоз вывозит на 16.5% больше (максимальный процент перегруза - 50.3%), чем указано в декларации. Качество вывозимых лесоматериалов также не соответствует декларируемому. К примеру, часто под видом баланса вывозится пиловочник. Никаких санкций к нарушителям не применяется.

  12. Рубки леса на Карельском перешейке ведутся с использованием иностранной рабочей силы и, часто, с нарушением миграционного законодательства. Только за время работы Комиссии, после выявления случаев работы иностранных граждан без соответствующих разрешений, 12 фирм зарегистрировали иностранных граждан (102 человека), до этого на Карельском перешейке было официально зарегистрировано 50 иностранных граждан.

  13. Интенсивные рубки по "скандинавской" технологии проводятся в наиболее доступных и посещаемых местах, особенно вдоль основных автомагистралей. На рубках применяется, в основном, иностранная техника и иностранная рабочая сила. Рубки ведутся без учета интересов местных жителей. Граждане видят сплошь изреженные насаждения, большие штабеля древесины вдоль дорог и иностранные лесовозы, интенсивно вывозящие лес. У населения возникает устойчивое впечатление массовой вырубки лесов иностранными компаниями. Появились случаи открытого противостояния жителей и лесозаготовительных компаний.

В целом, ситуацию в лесном комплексе на Карельском перешейке можно назвать критической, однако своевременные и эффективные меры способны в обозримый срок исправить положение.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!