Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 6-7, март 1998
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

"Принципы и критерии естественно-природного лесного хозяйства и лесопользования"

для сертификации по системе Совета Лесных Попечителей
(Forest Stewardship Council "Principles and Criteria for Natural Forest Management")

Приняты на организационной конференции Совета в 1994 году и дополнены в 1996 году

  1. Соответствие действующему законодательству и принципам Совета Лесных Попечителей

  2. Права на землю и ресурсопользование и ответственность

  3. Права коренных народов

  4. Местное население и права рабочих

  5. Доходы от лесопользования

  6. Оценка экологических последствий

  7. План лесопользования

  8. Мониторинг и оценка

  9. Сохранение естественно-природных лесов

  10. Плантации (лесные культуры)

Принципы и критерии Совета Лесных Попечителей (СЛП) являются универсальными и применимы для тропических, умеренных и бореальных лесов. Многие из них применимы также к лесным посадкам и плантациям. Более детальные стандарты для этих и других типов растительности могут быть подготовлены на национальном и местном уровнях. Принципы и критерии входят в систему оценки и стандартов для всех сертифицирующих организаций, желающих быть аккредитованными в Совете Лесных Попечителей.

Хотя принципы и критерии в основном разработаны для лесов, используемых с целью получения древесины, они в различной степени применимы и для лесов, предназначенных для получения недревесных продуктов и ориентированных на использование других полезных функций.

Принципы и критерии являются цельным набором, который должен рассматриваться в его совокупности. Последовательность их изложения не отражает какую-либо упорядоченность в плане важности. Этот документ должен использоваться в сочетании с Положением о СЛП и правилами аккредитации и руководством для сертифицирующих организаций.

СЛП и аккредитованные им организации не будут настаивать на буквальном соблюдении требований принципов и критериев. Однако, серьезные отклонения от любого из принципов будут вести к исключению кандидатов из сертификации или к ее лишению. Это решение будет приниматься конкретными сертификаторами и определяться степенью соответствия каждому критерию, значимости и последовательности отклонений от требований критериев.

Различия и проблемы интерпретации принципов и критериев найдут отражение в национальных и местных стандартах лесопользования. Они будут разработаны для каждой страны или региона, участвующего в сертификации, и будут оцениваться сертифицирующими организациями или другими участвующими сторонами на примере конкретных случаев. В случае необходимости может использоваться механизм обсуждения во время процесса оценки. Дальнейшая информация и руководства по сертификации и аккредитации включены в Положение о СЛП, Правила аккредитации и Руководство для сертификаторов.

Принципы и критерии СЛП должны использоваться во взаимосвязи с национальными и международными законами и правилами. СЛП собирается дополнять, а не вытеснять другие инициативы, поддерживающие ответственное управление лесами на всем земном шаре.

Всего принципов - 10. Каждый из них имеет несколько критериев для оценки его выполнения. Нами дается полный перевод текста всех принципов. Далее излагается смысл основных наиболее важных критериев и комментарий составителя о перспективах выполнения этих критериев в современных российских условиях.

Согласно полученным нами разъяснениям, официальный перевод может быть подготовлен после создания рабочей группы по разработке национальных критериев сертификации по системе Совета Лесных Попечителей.

Вернуться в начало

Принцип 1: Соответствие действующему законодательству и принципам Совета Лесных Попечителей

Ведение лесного хозяйства должно соответствовать требованиям действующего национального законодательства страны, на территории которой находятся сертифицируемые леса, международным соглашениям и конвенциям, которые подписаны этой страной, а также соблюдать требования всех Принципов и Критериев Совета Лесных Попечителей.

В критериях оценки выполнения этого принципа указывается, что лесопользователь должен соблюдать не только требования существующей нормативной базы, но и осуществлять все требуемые налоговые платежи, выполнять требования международных конвенций, подписанных страной, на территории которой находятся сертифицируемые леса.

В то же время предусматривается ситуация, когда принципы и критерии СЛП могут войти в противоречие с национальной законодательной и нормативной базой. Такие случаи должны рассматриваться сертифицирующей организацией и заинтересованными сторонами.

Комментарий переводчика.
Требование безусловного осуществления всех предусмотренных законом платежей в условиях современной российской экономики чревато скоропостижным банкротством желающего сертифицироваться.

Пожелание строго соблюдать действующую нормативную базу ведения лесного хозяйства и лесопользования также выглядит несколько проблематично. Не секрет, что некоторые ее требования как будто специально созданы для сбора лесной службой регулярного финансового "оброка" с лесопользователей.

О содержании международных природоохранных конвенций, подписанных Россией мало кто знает, да и сами государственные структуры часто вполне хладнокровно их игнорируют.

Соблюдение требований этого принципа в современных российских условиях будет достаточно сложным.

Вернуться в начало

Принцип 2: Права на землю и ресурсопользование и ответственность

Долговременные права на землевладение или права на лесопользование должны быть четко определены, документированы и оформлены в соответствии с законодательством.

В критериях указывается, что это могут быть документы о собственности на леса и земли, подтверждающие традиционные права на леса и земли, и юридически корректно оформленные соглашения об аренде.

Подчеркивается, что в случае наличия серьезных конфликтов в области прав на землю и ресурсы, такие леса должны быть исключены из сертификации.

Комментарий.
Этот принцип в современных российских условиях иногда может привести к серьезным проблемам.

Основная задача принципа видимо заключается в том, чтобы убедиться, что тот, кто что-то делает в лесу, имеет на это юридически оформленное право.

Насколько нам известно, четкого и взаимоприемлемого разделения прав собственности на леса между федеральным, региональным и местным уровнями ни в Основах лесного законодательства (1993), и в Лесном кодексе (1997) не проведено. Свежей иллюстрацией этой ситуации является факт рассмотрения вопросов собственности в Конституционном суде в декабре 1997г. по инициативе руководства республики Карелия и Хабаровского края.

Еще более сложными являются отношения с арендой. Организация этого процесса вызывает много вопросов. Местами, например, на Карельском перешейке в Ленинградской области, они уже переходят в возражения. Крупные конфликты на эту тему неизбежны.

Соблюдение этого принципа в современных российских условиях тоже, скорее всего, будет достаточно сложным.

 

Вернуться в начало

Принцип 3: Права коренных народов

Законные и традиционные права коренного населения на владение, использование и управление своими землями, территорией и ресурсами должны быть признаны и уважаться.

В критериях к этому принципу указывается, что коренное население должно контролировать управление и использование лесами на своих землях и территориях, за исключением случаев, когда это право осознанно было передано какой-либо другой структуре.

Комментарий.
В условиях России, при наличии значительной неопределенности, кого считать коренным населением, а кого нет, какие у коренного населения права, и как их практически реализовывать, это может привести к большому количеству серьезных проблем.

В практическом плане для тех, кто собирается получить сертификацию в рамках СЛП, это означает одно - с местным населением надо жить дружно.

Вернуться в начало

Принцип 4: Местное население и права рабочих

Управление и пользование лесами должно сохранять или повышать долговременное социальное и экономическое благосостояние лесных рабочих и местного населения.

Критерии этого принципа весьма обширны и включают необходимость предоставления местному населению рабочих мест и возможности обучения, соблюдение требований техники безопасности и охраны здоровья, права на объединения в профсоюзы, и т.д. Указывается, что в процессе планирования и проведения работ должна проводиться социальная оценка, консультации с группами и людьми, интересы которых непосредственно будут затронуты. Должен иметься механизм рассмотрения жалоб, а в случае необходимости - адекватной компенсации в случае потерь или повреждений, влияющих на законные или традиционные права местных жителей на собственность, ресурсы и благосостояние.

Вернуться в начало

Принцип 5: Доходы от лесопользования

Ведение лесного хозяйства должно способствовать эффективному использованию всего разнообразия полезностей и функций леса, обеспечивать экономическую жизненность и широкий ряд экологических и социальных полезностей.

В критериях содержатся требования учета не только экономической, но и социальной и экологической себестоимости производства, оптимальное использование и переработка сырья на месте, снижение потерь, избежание зависимости от одного типа лесного продукта, использование и сохранение недревесных полезностей леса, его защитных функций.

Объем заготовки лесных продуктов не должен превышать постоянно устойчивого уровня.

Комментарий.
Традиционный набор благих пожеланий, к сожалению, в условиях России слабо реализуемый. Но в целом, компаниям, желающим получить сертификацию, по крайней мере придется задуматься над этими вопросами.

Можно надеяться, что этот принцип создаст определенные проблемы для структур, заинтересованных в использовании лесов России только как легкодоступного источника сырья.

Проблемы можно ожидать и в связи с требованием непревышения постоянно устойчивого уровня при заготовке лесных продуктов. Несмотря на критику лесной промышленности, которая за несколько десятилетий истощала свою сырьевую базу, а затем двигалась дальше, в настоящее время одним из мощных сторонников истощительных объемов и методов лесопользования является сама система Федеральной службы лесного хозяйства (ФСЛХ). Поскольку она является официальной инстанцией, определяющей эти объемы, ситуация выглядит весьма тяжелой.

Вернуться в начало

Принцип 6: Оценка экологических последствий

Лесное хозяйство должно сохранять биологическое разнообразие и связанные с лесом ценности - водные ресурсы, почвы, уникальные и легкоразрушаемые экосистемы и ландшафты, и таким образом, сохранять все функции и целостность лесных экосистем.

В критериях указывается, что должна выполняться оценка экологических последствий тех или иных лесохозяйственных и лесопромышленных мероприятий в лесу, причем до, а не после их осуществления. Должна быть создана система защиты редких и исчезающих видов живых организмов и их местообитаний. Биологическое разнообразие должно сохраняться не только на видовом, но и генетическом и экосистемном уровне. В естественно-природном состоянии должны сохраняться представительные участки существующих экосистем в системе ландшафта.

Включены также критерии, касающиеся использования ядохимикатов, биологических методов борьбы, внедрения экзотов.

Комментарий.
В своей основе критерии полностью совпадают с тем, к чему уже длительное время призывают российские природоохранные организации:

  • необходимость проведения экологической экспертизы планов ведения лесного хозяйства и лесопользования;

  • необходимость охраны редких и исчезающих видов и их местообитаний;

  • необходимость сохранения особо ценных в плане биологического разнообразия экосистем естественных ненарушенных лесов;

  • необходимость создания системы охраняемых территорий в пределах каждого лесхоза.

В принципе, если лесопользователь хочет выполнить требования этого критерия, он может сам организовать проведение экологической экспертизы и подготовить проект необходимых природоохранных мероприятий. Вопросы возникнут на стадии согласования этих мероприятий с разработанными лесной службой планами ведения лесного хозяйства, особенно, если это будет связано со снижением объемов лесозаготовок. Как уже упоминалось ранее, в настоящее время система ФСЛХ превратилась в главного лоббиста лесосечных работ, видимо твердо приняв за основу, что самым лучшим методом заботы о лесе является его вырубание любыми способами.

В республике Карелия это уже привело к объявлению в одностороннем порядке со стороны крупнейших импортеров (финские фирмы ЭНСО и Кюммене, шведские Мо Ду, Тетра Лаваль) моратория на лесозаготовки в зоне старовозрастных лесов, общей площадью почти 2 млн.га, из-за упорного нежелания руководства республики и системы ФСЛХ в конструктивном духе решить эту проблему.

Вернуться в начало

Принцип 7: План лесопользования

Должен быть разработан и представлен в печатном виде план ведения лесного хозяйства, адекватный его масштабам и интенсивности. В нем должны быть четко определены долговременные задачи управления лесами и пути их достижения.

Согласно критериям, в плане ведения лесного хозяйства должна содержаться следующая информация:

  1. задачи ведения лесного хозяйства;

  2. описание управляемых лесных ресурсов, экологических ограничений, характер землепользования, статус землевладельцев, социально-экономические условия, сведения о соседних территориях;

  3. описание лесохозяйственной и других систем управления ресурсами, основанное на экологии леса и информации, собранной во время инвентаризации лесов;

  4. обоснование ежегодного уровня лесозаготовок и выбора заготавливаемых пород деревьев;

  5. обеспечение мониторинга роста лесов и их динамики;

  6. меры экологической безопасности, основанные на результатах экологической экспертизы;

  7. план выявления и защиты редких и исчезающих видов;

  8. карты лесных ресурсов, включающие охраняемые территории, планируемые мероприятия и землевладения;

  9. описание и обоснование технологий и техники лесoзаготовок.

Комментарий.
С содержанием плана особых проблем вроде бы возникнуть не должно - потребуются лишь природоохранные дополнения к стандартным планам ведения лесного хозяйства, принятым в России. С согласованием и утверждением этих дополнений могут возникнуть значительные трудности, рассмотренные ранее.

Большие проблемы могут появиться при выполнении одного из критериев выполнения этого принципа: "...с учетом необходимой конфиденциальности, руководители лесного хозяйства и промышленности должны предоставлять общественности основные элементы плана ведения лесного хозяйства, включая показатели, указанные выше." Стремление ограничить доступ к информации о лесном фонде, важной для охраны природы, в последнее время заметно усиливается.

Вернуться в начало

Принцип 8: Мониторинг и оценка

В соответствии с масштабами и интенсивностью лесопользования должен вестись мониторинг состояния лесов, объемов лесной продукции, цепочки "от производителя до потребителя", практики ведения лесного хозяйства и ее социальных и экологических последствий.

В критериях говорится о необходимости вести мониториг состояния лесов, в том числе социальных и экологических последствий лесозаготовок. Должна также собираться информация о всей цепочке прохождения древесины, от лесной делянки до конечного потребителя.

С учетом соблюдения необходимой конфиденциальности, эти сведения должны быть открытыми.

Комментарий.
При соблюдении этого принципа возникнет традиционный набор проблем, связанный с открытостью информации. Хотя и в этой сфере возможны значительные результаты. Несколько лет назад крупнейший импортер российской древесины, финская компания ЭНСО на запрос природоохранных организаций ответила, что в России разобраться с тем, откуда конкретно поступает лес, чтобы оценить, каковы экологические последствия его заготовки, невозможно.

После того, как компания осознала, что при такой позиции ей грозят серьезные проблемы со сбытом продукции на европейских рынках, оказалось, что эта проблема не так неразрешима, как казалось. После удаления действительно конфиденциальной, чисто коммерческой информации (например, ценовые показатели, сведения, позволяющие оценить объемы закупок у конкретных поставщиков и т.д.), фирма не делает никакого секрета из этих сведений.

Так что при желании, соблюдение этого принципа даже в современных российских условиях вполне реально.

Вернуться в начало

Принцип 9: Сохранение естественно-природных лесов

Старовозрастные естественно-природные леса, хорошо развитые вторичные леса и места большого экологического, социального или культурного значения должны сохраняться. Они не должны замещаться лесными культурами (плантациями) или другими видами землепользования.

Комментарий.
Этот принцип совпадает с позицией российских природоохранных организаций в том, что такие леса, которых в европейской части России уцелело весьма немного, должны сохраняться. Никакого трагического падения объема заготовок и массовой безработицы в лесных поселках, о чем любят писать в некоторых газетах, не произойдет.

В основном, это удаленные, труднодоступные, неосвоенные территории. Эти обстоятельства в сочетании с перестойностью лесов вызывают большие сомнения в экономической целесообразности их "освоения". Зачем заниматься экономически убыточной деятельностью, ведомо только разного рода кабинетным начальникам, которые на этом яросто настаивают.

Местами может возникнуть вопрос приведения в соответствие с реальной сырьевой базой созданных ранее лесозаготовительных мощностей. Пока руководство лесного сектора непонятно зачем упорно стремится "сохранить", а то и "восстановить" объемы заготовок, а не повысить его экономическую эффективность и создать максимальное число рабочих мест, безработица действительно реальна. Но она возникнет от неэффективного руководства и стратегии развития сектора, а не от требований "зеленых".

С лесами Сибири, где во многих случаях доля старовозрастных естественно-природных лесов выше, чем в европейской части, ситуация пока неясна. Необходим более детальный анализ.

Вернуться в начало

Принцип 10: Плантации (лесные культуры)

Лесные культуры должны планироваться и управляться в соответствии как с настоящим принципом и критериями, так и со всеми ранее указанными (т.е. 1-9). В то время, как лесные культуры в экономическом и социальном плане могут выполнять ряд полезных функций, а также вносить вклад в удовлетворение мировых потребностей в лесных товарах, они должны быть дополнением к естественно-природным лесам, снижать антропогенное давление на них и содействовать восстановлению и сохранению естественно-природных лесов.

Лесные культуры должны содействовать восстановлению естественной структуры лесных экосистем, а не вести к их замене на монотонные ряды однопородных одновозрастных насаждений. При создании культур должна учитываться структура ландшафта, желательно использование местных видов. Использование интродуцентов допускается только после детального анализа их эффективности и долговременной устойчивости, при этом, оно не должно вести к замещению экосистем, характерных для данной местности. Должно сохраняться плодородие почв.

Комментарий.
Критерии выполнения этого принципа разрабатывались под впечатлением печального опыта интенсивного плантационного выращивания древесного сырья как в тропиках, так и в таежных лесах Америки и Европы. Были достигнуты впечатляющие результаты в части производства древесной биомассы, и столь же впечатляющие потери в области биологического разнообразия лесных экосистем. Есть серьезные вопросы в области устойчивости этих созданных искусственно насаждений.

К счастью, в России этот подход не получил широкого распространения ввиду большой стоимости этих методов. Повторяющиеся попытки руководства системы Рослесхоза их внедрить, пока достаточно успешно отражаются самой природой, а также чисто экономическими факторами.

Перевод и комментарии А.Ю.Григорьева


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!