|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Экологическая сертификация лесного сектора
А. Григорьев
Экологическая сертификация лесного хозяйства по системе Лесного Попечительского Совета (FSC, Forest Stewardship Council) становится реальностью. После того, как осенью 1997 года в Швеции было достигнуто соглашение о первых в мировой практике национальных критериях для сертификации по системе FSC, этот процесс вышел на качественно новый уровень. Гиганты шведской лесной промышленности - Стура, Мо Ду, Асси Думен будут в состоянии поставить сравнительно большие количества товаров, сертифицированных по системе FSC, и начать заполнение этой достаточно большой ниши сбыта в Европейском общем рынке. Конкурентные отношения между компаниями, решившими принять участие в этом процессе, и теми, что до сих пор его игнорируют, либо для создания своего благоприятного экологического имиджа пытаются использовать другие системы сертификации, будут меняться. Потребитель в странах Европейского сообщества, покупая товары, сделанные из древесного сырья, больше не желает тем самым содействовать уничтожению лесных экосистем. Доверие к представителям бизнеса, а также правительственных структур, которые говорят одно, а в лесу делают совершенно другое, исчерпано. Провал реализации решений конференции по окружающей среде 1992 года в Рио-де-Жанейро слишком очевиден, как бы его не пытались приглушить океаном словопрений, конференций, деклараций, "инициатив" и прочих благих пожеланий. Борьбу за общественное мнение, мнение потребителя, покупателя правительственно-бюрократические структуры в Европе проиграли. Для их наиболее упорных союзников из лагеря лесопромышленников, которые еще это не поняли, предстоят сложные времена. Рынок расставит все на свои места. Для российских лесопромышленников, которые работают на рынке Европы, пришло время задуматься над своими перспективами. Как и в случае со старовозрастными лесами Карелии, деятельность государственных руководителей лесного сектора России скорее всего будет способствовать созданию проблем для предпринимателей, а то и просто провоцировать скандалы, за которые расплачиваться придется российским лесоэкспортерам. С новыми, им неизвестными и непонятными требованиями, в ближайшем будущем вероятно придется столкнуться и поставщикам сырья на предприятия, принадлежащие иностранным компаниям - Светогорский и Балахнинский ЦБК, а, в дальнейшем, и на те, которые имеют серьезные объемы экспорта в страны Европы - Кондопожский, Сыктывкарский, Братский ЦБК и другие. В целом, речь идет о новых экологических требованиях к объемам российской древесины порядка 10-15 млн. куб.м. в год, которые в том или ином виде поступают на европейский рынок. Это около 10 процентов от объема лесозаготовок всей России. Для Карелии, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Архангельской областей острота этой проблемы будет гораздо выше, в силу большего значения экспорта лесных товаров из этих регионов в страны Европейского сообщества. Сейчас прослеживается ряд серьезных вопросов, которые должны учитываться лесоэкспортерами, думающими о своих дальнейших перспективах. Первый - отсутствие четкого представления о том, что происходит в сфере экологической сертификации. Стараниями правительственных структур и ряда выдающихся деятелей как российской, так и мировой лесной науки, этот вопрос запутан до крайней степени. Тут и Повестка 21, и Конвенция по биологическому разнообразию, и Конвенция по глобальным изменениям климата, и Хельсинкский процесс, и процесс Монреальский, и Декларация Сантьяго, и Комиссия ООН по устойчивому развитию и статья 71 российского Лесного кодекса об обязательной сертификации, сертификация по системам FSC и ISO-14000. Нормальному человеку разобраться во всем этом буйном разнообразии "инициатив и процессов" очень сложно. И уж совсем трудно понять, что существенно и реально, а что является бюрократической симуляцией решения проблем или просто информационным шумом. Из указанного выше набора можно выделить 3 группы процессов:
Сертификации по системама ISO-14000 и FSC (Эф-Эс-Си) являются явлением новым для России. При его анализе нам пока приходится опираться на публикации коллег из зарубежных природоохранных организаций.
"Сертификация лесного хозяйства. ISO, FSC, CSA - что происходит?"Крис Элиот. Перевод из Taiga News N19, December 1996, статья приводится в изложении. Лесная сертификация может быть определена как процесс, результатом которого является письменный сертификат, выданный независимой третьей стороной, в котором указано географическое положение и характер управления и пользования лесами, из которых получена древесина. Обычно сертификация включает два компонента:
Двумя основными целями сертификации является:
Подходы к сертификации
Совет Лесных Попечителей
Ранее, при растущем интересе к сертификации, развитию систем знаков соответствия, отсутствие системы контроля за их использованием, правильности заявляемых сведений угрожало привести к полному непониманию и недоверию между производителями и покупателями. В итоге, была предпринята попытка организовать проверку реальности заявляемых в процессе сертификации экологических и социальных параметров производства лесных товаров и методов управления лесам. Группа представителей природоохранных неправительственных организаций, лесоводов, торговцев лесом, коренного населения, компаний, занятых сертификацией лесных товаров, организовала Совет Лесных Попечителей (FSC - Forest Stewardship Council) Совет Лесных Попечителей (СЛП) призван поддерживать экологически приемлемое, социально выгодное, экономически жизнеспособное управление лесами во всем мире. Он стремится к достижению баланса между социальными, экологическими и экономическими интересами при управлении лесами и их использовании. Для достижения этих целей Совет будет использовать системы сертификации, проверяющие ведение лесного хозяйства на соответствие глобальным принципам и критериям "хорошей практики". Совет будет содействовать разработке на их основе национальных критериев, обучению и подготовке лиц, заинтересованных в поддержке этого процесса. Сам Совет не занимается сертификацией и разработкой национальных критериев. Он проводит аккредитацию фирм, профессионально занимающихся сертификацией, а также национальных критериев на соответствие общим международным критериям, принятым Ассамблеей Совета. Текст этих принципов, сведения о критериях их выполнения даются в следующей статье. Древесине, полученной из лесов, прошедших сертификацию, присваивается знак соответствия. Сертифицирующими организациями могут быть как бесприбыльные неправительственные организации, так и чисто коммерческие компании. В настоящее время СЛП аккредитовано 5 сертифицирующих организаций и компаний: 2 из США, 2 из Великобритании, 1 из Нидерландов, которые получили право проводить сертификацию лесов по системе Совета Лесных Попечителей. Принимаются активные меры по устранению создавшейся ситуации, когда все сертифицирующие организации базируются в экономически развитых странах Севера. К концу 1998 года поставлена задача содействовать подготовке и аккредитации при СЛП 10 сертифицирующих организаций и компаний из развивающихся стран Юга. По состоянию на конец сентября 1996 года по системе Совета Лесных Попечителей были сертифицированы лесные массивы, находящиеся в Коста Рике, Мексике, Гондурасе, Боливии, Парагвае, Бразилии, США, Великобритании, Нидерландах, Польше, Чехии, Швеции, Южно-Африканской республике, Соломоновых островах, Малайзии. Объем заготовки сертифицированной древесины из этих лесов превысил 4 млн. м3 в год. Однако, потребность в древесине, сертифицированной по системе Лесного Попечительского Совета, превышает возможности ее поставки. Всемирный Фонд природы в Великобритании организовал "Группу 95", объединившую 47 компаний, которые взяли обязательство поддерживать СЛП за счет закупок сертифицированной древесины, и соответственно постепенного снижение торговли не сертифцированными лесными товарами. На конец 1995 года торговый оборот членов группы превышал 3 млрд долларов США. Продавались товары от 2200 поставщиков. Уже в это время 4 % объема продаж были сертифицированы. В Голландии к 2000 году поставлена цель достичь сертификации по системам, аккредитованным СЛП 60% всей импортируемой в эту страну древесины. Аналогичные процессы идут в Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, в 1997 году они начали активно развиваться и в США.
Комментарий.Процесс развития лесной сертификации по системе Совета Лесных Попечителей идет быстрыми темпами. Пока в нем много неясного и неопределенного, поскольку речь идет о новом явлении. Многие механизмы разрабатываются "на ходу". Есть трудности и конфликты, которые просто неизбежны, учитывая чрезвычайно разнообразный характер участников процесса, до сих пор иногда бывших непримиримыми оппонентами. Одним из примеров может служить случай в Габоне, где выданный сертифицирующей организацией сертификат был оспорен 4 членами Совета. В результате его действие пока приостановлено и идет анализ проблемы с участием членов Наблюдательного Комитета СЛП. Однако в целом, похоже, процесс сертификации по системе Совета Лесных Попечителей от подготовительной стадии переходит к фазе взрывообразного развития, и, потенциально, может стать одним из важнейших факторов рынка, по крайней мере в странах Европейского Сообщества.
Сертификация по ISOМеждународная организация по стандартам (ISO - International Standard Organization) является глобальной международной организацией, созданной в 1947 году в Женеве. В настоящее время в нее входит 100 представителей национальных организаций, занимающихся стандартизацией. Большинство из них является правительственными структурами. Источники финансирования членов ISO различны - это и поступления из бюджета и от частного сектора, доходы от продажи стандартов и документации и другие. Целью ISO является развитие добровольной стандартизации, которая будет способствовать развитию международной торговли товарами и услугами. Производители товаров и услуг могут нанять сертифицирующую фирму для проверки и сертификации их товаров стандартам ISO. ISO разрабатывает три вида документов:
Стандарты ISO разрабатываются техническими комитетами на основе консенсуса, т.е. принятие решения производится единогласно, а затем утверждается большинством голосов членов этой организации. Стандарты управления отличаются от технических стандартов и руководств тем, что они менее детальные и обязывающие. Серия стандартов ISO 9000 исходно была подготовлена для удовлетворения потребностей американских автомобильных компаний, которые хотели быть уверенными, что их разбросанные по всему миру поставщики деталей выпускали бы продукцию, соответствующую требованиям стандартов. Однако вместо того, чтобы концентрировать внимание на размерах или техническом совершенстве деталей, был принят другой подход - поставщик должен был иметь соответствующую стандартам систему управления и организации производством. Основой этого подхода было положение, что если есть высококачественная система организации и управления производством, она может гарантировать и качество производимого продукта. Сертификация на соответствие стандартам ISO - 9000 заключается больше в проверке системы организации и управления производством, чем проверке качества самого выпускаемого продукта. В 1993 году ISO продолжило движение в этом направлении и начало работу по оценке управления экологическими параметрами производства, известную как серия стандартов ISO-14000. Сертификация по стандарту ISO-14001 включает аудит системы экологического управления, который может быть как внешним, так и внутренним. Его задачей является подтверждение, что все компоненты системы имеются и они работают. Эта сертификация не включает в себя проверку выполнения каких-либо требований к экологическим параметрам собственно лесного хозяйства. В самом стандарте серии 14001 говорится: "...следует отметить, что этот стандарт не создает абсолютных предпосылок для достижения экологического благополучия, выходящих за пределы выполнения действующего законодательства и правил, постоянного совершенствования своей работы. В связи с этим две фирмы, ведущие аналогичную деятельность, однако имеющие весьма различные уровни экологического благополучия их работы, будут удовлетворять требованиям стандарта". Одна из наиболее далеко продвинутых попыток разработки сертификации в рамках системы ISO-14000 была предпринята Канадской организацией по стандартам (Canadian Standards Organization - CSA). В июне 1994 года Канадская организация по стандартам начала "Проект устойчивого управления лесами", финансируемый канадской лесной промышленностью. Его реализация велась под надзором технического комитета, в который вошли представители следующих групп:
Проект был начат как реакция на местную и международную критику экологических последствий работы канадской лесной промышленности. Проект придерживался Системы управления экологическими качеством стандарта ISO-14001. В нее вошли следующие компоненты:
Уровень экологического благополучия лесного массива определялся управляющим лесами или лесовладельцем на основании оценки по 6 национальным критериям и 84 индикаторам, установленным Советом лесных министров Канады и консультаций с местными заинтересованными сторонами. Хотя Канадская Ассоциация по стандартам предприняла попытку провести консультации с широким спектром заинтересованных сторон, в июне 1995 года Гринпис опубликовал подписанное более чем 50 экологическими организациями, союзами, представителями коренного индейского населения заявление, поддерживающее саму идею сертификации, но призывающее Ассоциацию остановить процесс ее компрометации и начать работу по сертификации на новой основе, с полным учетом мнения и использования опыта природоохранных организаций, коренного и местного населения, ученых. Основными причинами обеспокоенности природоохранных организаций было отсутствие участия широкого круга заинтересованных сторон, четких показателей, гарантирующих не на словах, а на деле обеспечение экологического благополучия лесов. В мае 1995 года Канадский Совет по стандартам предложил Техническому комитету 07 ISO, который он в то время возглавлял, начать разработку международного документа по сертификации устойчивого ведения лесного хозяйства, основываясь на подходе проекта Канадской ассоциации по стандартам. Однако, это предложение столкнулось с протестом природоохранных неправительственных организаций, включая Всемирный Фонд дикой природы и Гринпис, которые заявили, что ISO не является подходящей структурой для разработки такого рода документов, поскольку в ее работе участвует только небольшая часть заинтересованных в решении проблемы сторон. Дополнительные возражения со стороны США и скандинавских стран привели к отклонению этого предложения. В итоге, было решено дать задание рабочей группе собрать и проанализировать информацию по уже имеющимся системам экологической сертификации лесного сектора, включая FSC.
Комментарий.В настоящее время Всемирный фонд дикой природы оценивает ситуацию следующим образом:
Комментарий.
*****
В настоящее время Лесной клуб анализирует возможность создания инициативных групп по выработке региональных критериев для сертификации по системе Лесного Попечительского Совета, началу создания условий по проведению этой работы. Вместе с тем, по мнению Криса Элиота, противоречия между системой сертификации по системе Совета Лесных попечителей и ISO-14000 не являются принципиально неразрешимыми. В принципе, при стремлении к компромиссу и сотрудничеству, эти системы вполне могут дополнять друг друга. Преимуществом системы Совета Лесных Попечителей является четко оформленная система, учитывающая интересы многих заинтересованных сторон, направленная на развитие стандартов экологически благополучного управления лесами. Она едина в глобальном масштабе и, в то же время, учитывает специфику каждой страны. У нее есть единый знак соответствия, который известен и понятен потребителям. Она пользуется поддержкой большинства природоохранных организаций. Сертифицирующие организации должны разработать специальный механизм, который не дискриминировал бы по доступности к сертификации мелких производителей и лесовладельцев, не обладающих большими средствами. Интересы производителей, социальных и экологических групп имеют одинаковый вес в Генеральной Ассамблее Совета Лесных попечителей. В то же время он в основном концентрируется на управлении лесами и их использовании, и не рассматривает экологического влияния целлюлозо-бумажной и мебельной промышленности, а также транспорта лесных товаров. В этом отношении существующая система сертификации в рамках Лесного Попечительского Совета не удовлетворяет все запросы промышленности. ISO-14001 не является специализированным стандартом по управлению лесами. Международная организация по стандартизации пока не планирует готовить такой стандарт. Однако, есть серьезные опасения насчет возможности неправомерного использования сертификатов системы ISO-14001 как знака гарантии экологического благополучия при управлении лесами, хотя в рамках этой системы нет никакого механизма проверки, соответствуют ли такие заявления действительности. ISO также не демонстрирует готовности поддержать проведение такой сертификации малыми и средними предприятиями, поскольку эта процедура очень дорогая. Следует добавить и весьма ограниченный учет при сертификации по этой системе мнения различных заинтересованных сторон. Кроме того, система ISO-14001 не предусматривает нанесение на продукт знака соответствия, поэтому не совсем понятно, как эта сертификации сможет влиять на предпочтения потребителей. Для компаний, желающих заявить на рынке, о том, что они придерживаются высоких экологических требований, сертификация по системе ISO-14001 не решит их проблем. Вместе с тем сочетание ISO-14001, или, лучше, "Системы Управления и аудита экологического качества" с сертификацией по системе Совета Лесных Попечителей выглядит как перспективная комбинация, сочетающая достоинства обеих систем. Если производители выберут такой подход, это будет способствовать их более широкому участию в разработке национальных критериев для сертификации по СЛП. В ряде стран этот процесс уже начался. В связи с изложенной выше картиной конкуренции двух глобально значимых систем экологической сертификации лесного сектора возникает вопрос о месте обязательной сертификации лесных ресурсов согласно ст 71. Лесного кодекса РФ: "Обязательной сертификации подлежит древесина, отпускаемая на корню и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Смысл этой деятельности, кроме введения дополнительного "оброка" на лесопользователей, непонятен. Особенно изящно будет выглядеть сертификация древесины, заготавливаемой самими лесхозами в порядке как называемых "рубок ухода". Сами лес отпускаем, сами его вырубаем, сами устанавливаем правила рубок, а теперь вот и сами же себя обязательно просертифицируем. Если внутри России, замороченной бюрократическими играми, это еще может пройти относительно тихо, то при попытке использовать такой "самопальный сертификат" в экспортных операциях можно ожидать резко отрицательной реакции. Древесину с такими сертификационными документами просто не будут покупать, поскольку изобретаемая чиновниками самобытная российская лесная сертификация в принципе противоречит подходам сертификации по системе Совета Лесных Попечителей (СЛП). Как уже было показано выше, покупатель из стран Европейского сообщества поддержал именно сертификацию по системе СЛП. Про замечательные инициативы российских бюрократов он ничего не знает и скорее всего знать не захочет. Налицо надвигающееся столкновение принципа нормальной рыночной экономики "покупатель всегда прав" с специфически российским "чиновник всегда прав". А пострадают как всегда те, о ком российские чиновники так трогательно "заботятся" - российские производители, лесоэкспортеры, работники лесного сектора.
| ||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|