Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 8-9, ноябрь 1998
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Щит от лесных пожаров

В. Липин, Красноярск

Лесные пожары - настоящий бич российских лесов. Только в Сибири площади гарей и горельников почти в 5 раз превышают площади вырубленных лесов. Самое прискорбное, что подавляющее большинство лесных пожаров носят антропогенный характер.

В настоящее время эта далеко не простая проблема решается в основном двумя взаимопереплетающимися путями. Путь первый - тушение лесных пожаров, и путь второй - предупреждение их возникновения и распространения. Во многих сибирских регионах количество антропогенных лесных пожаров намного более половины (иногда их количество достигает и 90 процентов). Можно смело утверждать, что львиная доля затрат вылетает в трубу, поскольку приходится на тушение возгораний, которых могло бы и не быть, проявляй население элементарную осторожность в обращении с огнем.

Проблема воспитания экологически грамотного человека, бережно относящегося к лесу, достаточно сложна, требует серьезного подхода, специальных знаний и навыков. Это хорошо понимают в цивилизованных странах, где налажена подготовка и обучение специалистов соответствующего профиля, выделяются необходимые средства. Но даже у них эта проблема признается довольно сложной и говорить о ее полном решении к настоящему времени не приходится.

Как это ни прискорбно признать для нашего патриотизма, но организация лесопожарной пропаганды в США находится на качественно гораздо более высоком уровне. Еще в 1942 году была разработана национальная объединенная программа по предупреждению лесных пожаров. Ее участниками и спонсорами являются Лесная служба США, Агентство по охране лесов от пожаров Департамента внутренних дел, лесные агентства штатов. С 1952 года специальным постановлением Конгресса США символ борьбы с лесными пожарами - медведя Смоки - разрешено использовать исключительно в интересах противопожарной пропаганды. Разумеется, общенациональные и региональные программы борьбы с пожарами постоянно корректируются с учетом новых реалий, но основные направления не меняются - это инструктирование добровольных пожарных дружин, проведение школьных и общественных программ по защите лесов от пожаров, рассылка пропагандистской литературы по школам и торговым центрам, участие в ярмарках, праздниках и других общественных мероприятиях, выпуск противопожарных радио- и телепередач, личные контакты пожарной охраны с наиболее опасными группами: туристами, железнодорожниками, жителями, сжигающими мусор, отдыхающими, проведение в школах программ медведя Смоки, работа с прессой, рекламными агентствами и т.п.

В целом, в общенациональном масштабе главным организатором в деле предупреждения лесных пожаров является Лесная служба США. Она собирает статистические данные, координирует всю работу. В ее исследовательских организациях изучаются наиболее сложные проблемы предупреждения лесных пожаров.

Координацией национальных программ и распространением знаний о лесных пожарах занимается также Национальная координационная группа по лесным пожарам, спонсируемая Комитетом по предупреждению лесных пожаров. Специальные лесопожарные журналы публикуют программы штатов, частные и федеральные программы по предупреждению загараний.

Одним из важнейших принципов, которым руководствуются лесоохранные службы США, является следующий. Если более половины лесных пожаров носят антропогенный характер, то и стратегия борьбы с ними должна быть направлена на изменение поведения людей. С учетом местных условий разница в затратах на профилактические мероприятия в различных штатах составляет от 4 до 60 процентов от пожарного бюджета.

Предпринимаемые усилия не пропадают даром. Несмотря на вспышки лесных пожаров в отдельные засушливые годы, количество антропогенных загораний в США (чуть позже в Канаде) удалось сократить в среднем на половину. И это в условиях, когда охраняемая территория, на которой учитываются лесные пожары, возросла вдвое, а число посетителей леса увеличилось в 10 раз. С момента начала пропагандистских кампаний (с середины 40-х годов) всего за 17 последующих лет с помощью пропаганды удалось спасти только природных ресурсов на 27 миллиардов долларов, что более чем в 10 раз превысило затраты на разъяснительную и воспитательную работу. А нашим работникам лесной охраны пока необходимо приобретать знания и навыки в вопросах лесопожарной пропаганды.

Абсолютно белое пятно в лесопожарном воспитании нашего населения - пропаганда среди детей. Нужны рекомендации, справочно-методические пособия, наглядные материалы и многое другое для детей тех или иных возрастных групп, а также учебные программы для воспитателей детских садов и школ. Такого рода работу трудно переоценить, ибо известно, что воспитание начинается с самого раннего возраста.

Поэтому особый интерес представляет специальная методика работы с детьми, разработанная персоналом лесного округа Батт в сотрудничестве с экспериментальной школой при колледже города Чикаго, штат Калифорния. Для ее осуществления всего за 6 часов занятий были подготовлены инструкторы из числа лесных служащих.

Главное условие - это теплая дружеская обстановка. Инструктор (обязательно в лесной форме со всеми регалиями) сидит в кругу не более 5-10 детей. Тема обучения зависит от скорости усвоения материала.

Основной принцип занятий с детьми - постоянно поддерживать внимание детей, для чего каждая последующая часть беседы должна быть интереснее предыдущей. Не следует начинать занятие с самого интересного, например, с рассказа о медведе Смоки (символа охраны лесов США), пожарной машины, опытов с огнем. Дети, поначалу, и так привлечены самой лесной формой, кокардой, достаточно необычными по сравнению с тем, что дети наблюдают ежедневно.

Работая с маленькими детьми на любой стадии беседы, не пытаться поддерживать внимание более 10 минут. За активное участие в беседе поощрять ребенка следует обязательно индивидуально. Для направления мышления детей в нужное русло и лучшего запоминания важнее похвалить, чем удивиться. Не создавать отвлекающих ситуаций, чтобы дети не гадали, что еще интересное будет показано далее. Например, дети не должны видеть диапроектор, интересные иллюстрации или картинки с пожарной техникой, медведем Смоки до тех пор, пока они не понадобятся по ходу занятий. Если же они отвлекутся на рассматривание этих вещей, то беседа не воспримется и не запомнится. Сама методика занятий такова. Воспитатель делит всю группу на несколько маленьких. С каждой группой занятия проводит один инструктор. Еще один наблюдает за их ходом во всех группах.

Группы в одной комнате рассаживаются отдельно. Каждая группа детей размещается вокруг инструктора полукругом. Последний сидит на низком стульчике, чтобы находиться на одном уровне со слушателями. Занятие состоит из нескольких частей, в процессе которых инструктор разъясняет, почему нельзя играть со спичками, как поступать, обнаружив спички или увидев, что другие дети балуются огнем, что следует делать, обнаружив пожар. В ходе беседы дети отвечают на вопросы: что делают из древесины, почему нужно беречь лес от пожаров, как их не допускать, как предотвратить жестокое отношение к природе, животным и т.п.

Как правило, беседа длится 8-10 минут. Инструкторы дают детям пищу для размышления и руководства к действию. Мышление деликатно направляется в нужное русло путем поощрения каждого ребенка похвалой. Наблюдатель в это время следит, чтобы во всех группах занятия протекали в соответствии с рекомендациями. Он решает, когда следует начать показ мультфильмов. Перед сеансом инструкторы раздают детям значки с изображением медведя Смоки, детские книжки о природе и ее охране, благодарят за усердие в занятиях.

Затем демонстрируется 1-2 детских фильма об охране природы в течении 10 минут. После фильмов в комнату входит медведь Смоки (разумеется ряженый), спрашивает, что дети узнали и благодарит их за усердие в занятиях.

Такие занятия показали очень высокую эффективность: дети с удовольствием в них участвовали. Однако, даже такая пропаганда нуждается в постоянной поддержке в последующие годы. При этом крайне важно, чтобы пропаганда подтверждалась на практике. Человек с самого раннего детства должен видеть в окружающих людях и самом государстве примеры доброго отношения к природе.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!