Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 8-9, ноябрь 1998
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Лесная служба Латвии реформируется


В начале октября состоялась рабочая поездка представителей ряда российский природоохранных организаций в Латвию. В рамках этого мероприятия были и встречи с работниками Лесной службы, и выезды в лес для осмотра модельного лесного проекта "Мэжоле". Вашему вниманию предлагается рассказ о латвийской системе управления лесами и проходящих сейчас реформах, записанный во время беседы с главой отдела развития, поддержки и информации Государственной службы леса Латвии Отто Звагинс.


В апреле 1998 года Кабинет Министров утвердил Лесную политику Республики. Сам процесс обсуждения, согласования длился почти 2 года. В нем принимали участие люди практически всех интересов: и Государственная Служба Леса, и частные компании, и наука, и ассоциации частных владельцев леса, а также представители профсоюзов. Документ разработан на базе консенсуса между всеми этими людьми. Так о чем же договорились?

Главная цель управления лесами - ведение устойчивого лесного хозяйства. Это значит, что лесное хозяйство должно вестись таким образом, чтобы сегодня и в будущем могли осуществляться экологические, экономические и социальные функции, то есть лесное хозяйство должно быть экономически выгодным, соответствовать требованиям охраны окружающей среды и быть социально выгодным.

В этой лесной политике для государства декларированы 4 функции:

  1. Нормативная

  2. Надзор ( т.е. контролирующая)

  3. Поддержка

  4. Собственность

Раньше, еще год назад, все четыре функции выполнялись Государственной службой леса (ГСЛ), имеющей статус министерства. А это означало, что сами себе писали законы, сами их выполняли, сами устраивали надзор за их выполнением. Сами еще функции собственника воплощали в жизнь. Это была очень непрозрачная ситуация, которую очень трудно было контролировать.

Предыдущий Премьер в ходе реорганизации Кабинета Министров исключил из него Министерство лесного хозяйства, и, таким образом, Лесной департамент и ГСЛ входит в Министерство сельского хозяйства.

Теперь 1-ую, нормативную, функцию выполняет Лесной департамент, имеющий штат 15 человек. Они инициируют законодательные акты. В настоящий момент они работают над новым Законом о лесе.

Остальные три функции взяла на себя ГСЛ. В ближайшем будущем лесная политика предполагает и эти функции разделить. Управление государственными лесами, менеджмент планируется передать государственным компаниям, агентствам. А надзор и поддержка, эти функции останутся бюджетными, т.е закрепленными за ГСЛ.

Лесопользователи за работу в государственном лесу вносили попенную плату. 70% ее шло в Фонд развития лесного хозяйства , 30% - в Муниципальный бюджет. Сейчас еще вводится налог на имущество, чуть больше 1% от стоимости леса. Фонд развития лесного хозяйства (ФРЛХ) до сих пор является единственным ресурсом финансирования для ГСЛ; и надзор за лесами, и поддержка (т.е. функции 2 и 3) финансируется из Фонда .

В настоящее время в Латвии идет процесс оформления частной собственности на земельные участки, в том числе и лесные. В результате приватизации в руках государства останется около 50% лесов страны, в эти 50% входит еще группа пользователей леса, которые постепенно переходят в разряд частных собственников.

Когда пользователей леса было много, хотя они и не очень активно работали, порой не хотели отдавать деньги государству, все равно они что-то делали, и попенная плата шла в Фонд развития лесного хозяйства. А так как пользователей становится все меньше и меньше, то поступления в ФРЛХ сокращаются. В тоже время, функции государственной службы оставались те же самые, и ставки попенной платы оставались теми же.

Это оказывало давление на государственные леса. Государство вынуждено было продавать больше леса, чтобы добыть денег в ФРЛХ. И оно было вынуждено продавать ресурсы даже тогда, когда рынок этого не хотел. Это было, по меньшей мере, ненормально.

Учитывая, что лесная отрасль приносит в экономику страны до трети всей поступлений, встала необходимость оптимизации управления лесами. Именно поэтому была разработана новая лесная политика.

Вопрос: Как реализуются ресурсы в государственных лесах, какова процедура?

Лесные ресурсы реализуются посредством аукционов. Некоторое время назад единственным критерием на аукционах была цена за кубометр. Добросовестные компании, частные лица, которые платят налог в муниципалитет и госбюджет, в принципе не могут заплатить больше, не в состоянии соперничать с компаниями, которые, являясь большими должниками в бюджет по налогам, могли участвовать в аукционах. Эта аукционная система давала возможность для отмывания денег.

Такая обстановка существовала до нынешнего года. Сейчас на аукционах введен новый критерий - уплата налогов в бюджет. То есть на аукционы не допускаются компании, имеющие какие-либо задолженности по налогам. (Эти компании в настоящее время ползут на поверхность, стараются добыть долгосрочные контракты.)

При проведении рубок все чаще стараются ориентироваться на естественное восстановление леса
При проведении рубок все чаще стараются ориентироваться на естественное восстановление леса
Фото: В. Захаров

Вопрос: В аукционах могут участвовать иностранные фирмы?

Нет. У нас в Латвии нельзя регистрировать на аукционах полностью иностранные компании, например, только финская или шведская. В компании должен быть 51% латвийского капитала, т.е. должно быть совместное предприятие. Кроме аукционов предусмотрены конкурсы на долгосрочные контракты. Честные компании, которые платят налоги, раньше не могли выиграть конкус на долгосрочные контракты, потому что не имели возможности предлагать больше ресурсов, чем компании, скрывающиеся от налогов. Лесной службе это было выгодно.

Сейчас полностью прекращено заключение долгосрочных контрактов, на них наложен мораторий.

Выход из этого. Во-первых, Государственная служба леса начала новый проект "Оптимизация институционального управления лесной отрасли", который финансируется организацией продовольствия и сельского хозяйства при ООН. Идея этого проекта - проводить анализ ситуации в лесном хозяйстве: экономический (денежные потоки), юридический аспект и институциональный аспект. И затем давать рекомендации для оптимального управления лесной отраслью, ведения лесного хозяйства.

Проект только начался. В середине 1999 года будет представлен отчет Кабинету Министров о ситуации в лесной отрасли в этом и следующем году, анализ и рекомендации по оптимизации - как можно лучше вести лесное хозяйство в государственных лесах, чтобы это было выгодно государству. (Один вариант - долгосрочная аренда леса компаниями с сохранением ценности леса.) Это могут делать и государственные компании, могут нанимать контракторов, чтобы было дешевле. Нет ничего страшного, если нам придется передать лесохозяйственные функции частным лицам, главное эффективно осуществлять надзор за соблюдением законодательства.

Лесной Департамент начинает вести разработку нового Закона о лесе, потому что нынешние законы - это не законы, а инструкции о том, как вести лесное хозяйство.

Если мы имеем разрешающее законодательство, то очень трудно работать, если меняется ситуация. Закон должен быть простым, т.е. давать рамку, в которой ты можешь свободно двигаться и принимать решение сам. И только если ты выходишь за рамки, тогда караешься государством.

В Латвии Закон о лесе принят в 1992 году, но он все равно уже устарел морально, потому что этот закон не соответствует рыночной экономике.

Вопрос: Как сейчас производится управление?

Для иллюстрации системы государственного управления лесами можно привести следующую схему:

Схема управления лесами в Латвии

Пока что все функции, кроме нормативной, выполняет государственная служба леса. Лесник делает отвод, лесничий выписывает лесорубочный билет, это функции собственника. Она же, ГСЛ, осуществляет надзор за тем, как компания разработала лес. Сама же лесная служба не рубит ничего, не заготавливает.

Вопрос: Планируется ли отдать все леса в руки частных владельцев?

В Лесной политике записано, что государство должно сохранить ту площадь леса, которую оно имело на 1940 год, т.е. 1,5 млн. га. Они останутся в собственности государства.

Вопрос: В чем заключается функция поддержки?

Функция поддержки - консультации частным собственникам, санитарная, пожарная служба, энтомологическое и фитопатологическое обследование. Все делает лесник: заготавливает лес, вызывает фитопатологов, если есть такая необходимость, консультирует частников, несет пожарную вахту, следит за пожаром, - короче, все работы. Это ненормальная ситуация.

По новой лесной политике планируется реорганизация системы: функция надзора - 100 человек, поддержка - 200 человек, они будут финансироваться из бюджета, еще информационная функция и управление; часть лесников, лесничих пойдут на государственные предприятия, часть пойдет работать в частные компании.

Возможно также зарождение частного лесоустройства. Функции лесоустроительного института - планирование ведения лесного хозяйства - должна отдаться частникам. Естественно, под контролем государства.

Вообще, мы считаем, что в лесном хозяйстве должно быть разнообразие форм собственности. Сейчас деревья маркирует чиновник, который оплачивается государством. Хотя, по логике, это функции компании. Тот, кто смотрит далеко вперед, вообще хотел бы все делать сам. Чтобы государство меньше мешало.

Вопрос: Эти идеи уже как-то находят отражение в практике?

Это мы пытаемся отработать в рамках модельного проекта. Проект "МЭЖОЛЕ: приватизация и устойчивое лесное хозяйство 1996-1998 гг." создавался WWF (Всемирным Фондом дикой природы) на основе договора о сотрудничестве с Государственной службой леса Латвии. Мы начинаем вести лесное хозяйство по-другому и показывать, что и почему мы делаем. Самые крупные компании (5 компаний из 7) видят в этом свое будущее. Эти компании создали WWF Latvia forest club (WWF Лесной клуб Латвии), который является большим сектором лобби в лесном хозяйстве. Они за устойчивое лесное хозяйство и обязуются исполнять методы его ведения.

В настоящий момент WWF Latvia forest club имеет 20% всех лесных разработок страны.

Вопрос: Каким образом учитываются в Лесной политике интересы охраны природы?

Лесная служба разработала методику ключевых биотопов. Латвия - вторая страна после Норвегии, где существует эта методика. Эстония еще только начинает этот проект.

Сущность проекта Woodland key habitat inventory (Инвентаризация лесных территорий на ключевые биотопы) - мотивированная охрана природы. Есть такие охраняемые природные территории, где единственная особенность - запрещение сплошных рубок; можно было рубить вдоль рек сплошные рубки, конечно, не как в России, без ограничений, но все равно, это не способствовало выживанию пород.

На базе консенсуса провести охрану природных территорий с критериями, которые ясны, чтобы все было мотивировано.

Ключевой биотоп (key habitat) - это такой участок природы, который очень важен с точки зрения сохранения биоразнообразия.

Что касается частных лесов, на территорий которых расположены особо охраняемые природные территории, надо разработать систему компенсаций владельцам, потому что охрана лесов - это проблема общества, проблема всей страны.

Чтобы провести инвентаризацию в лесах на наличие ключевых биотопов, мы рассчитали, нужно около 600 тыс. латов. К тому же нет еще закона, который требовал бы эти ключевые биотопы охранять, особенно в частных лесах.

Государственная служба леса взяла на себя добровольные обязательства по проверке лесосечного фонда, то есть перед планированием рубок на территории пройдет инвентаризация на наличие ключевых биотопов. И если таковые будут в наличии, то рубок в них производиться не будет. Но закона пока такого не было. А так как государство является самым крупным владельцем леса и заодно управляющим лесами, поэтому оно берет на себя эти обязательства.

Осенью по данному проекту начинаются учения для лесхозов (по одному представителю из каждого лесхоза) по методике ключевых биотопов.

Фото 2 Вопрос: Кто будет контролировать этот процесс? Контроль будет производиться другими, какими-то специальными средствами?

Нет. Лесник делает список площадей, на которых он контролирует рубки, дает этот список обученному новой методике человеку. Тот проверяет - нет ли на этих площадях ключевых биотопов, и дает свое заключение. Если есть key habitats, то они регистрируются. А лесник в свою очередь меняет планы в отношении рубок соответсвенно заключению специалиста.

Вопрос: Кто будет контролировать правильность определения ключевых биотопов и соблюдение их неприкосновенности?

Очень возможно, что это будут неправительственные организации. С точки зрения контроля это будет лучше, чем государство само опять будет себя контролировать. Государство не может все проверить. Это примитивное дело. До той поры, пока не найдутся ресурсы, мы не сможем провести инвентаризацию во всех лесах. Это займет 3 года. Но мы стараемся найти средства.

Вопрос: А как же будет осуществляться контроль при отсутствии средств?

Контроль будем проводить выборочно. Никто не будет знать, где мы будем, в какое лесничество мы поедем.

Были и другие вопросы, их было довольно много - о лесовосстановлении, экономической эффективности проводимых мероприятий, проблемах ответственности лесников и т.д. С чем-то мы могли поспорить, с чем-то соглашались. Леса Латвии очень похожи на российские, но что действительно поразило, это отношение людей (руководителей Службы леса, лесничих, природоохранников) к своему лесу, своему труду на его благо.

Материал подготовлен З.Гаркун, Лесной бюллетень


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!