Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 13, январь 2000
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Различные системы сертификации:
правильный выбор


В. Чупров

Сегодняшний рынок продукции лесного комплекса предполагает десятки и сотни систем сертификаций и маркировок, подтверждающих соответствие данной продукции экологическим и социальным требованиям.* Но таковы требования рынка, что реально действующими системами остаются лишь некоторые из них. Остальные либо исчезают, либо сливаются с другими системами.

Для европейского рынка наиболее действенными или известными являются три системы:

  • ISO (Система международных стандартов);

  • PEFC (Pan-European Forest Certification, Паневропейская лесная сертификация);

  • FSC (Forest Stewardship Council, Сертификация по системе Лесного попечительского совета).

Последние события на европейском рынке убедительно показывают, что в настоящее время Западная Европа переживает стадию разделения рынка сертификации и утверждения различных систем сертификации на национальном уровне. (Западноевропейский рынок не являет собой монолитное образование. Несмотря на объединительные тенденции в Западной Европе до сих пор важное значение имеют национальные рынки).

В этой связи западноевропейские страны можно очень условно разделить на 3 группы:

  • страны, придерживающиеся сертификации по схеме FSC,

  • страны, провозгласившие приверженность PEFC,

  • страны, ориентированные на различные системы сертификации.

Среди стран, сделавших свой выбор в пользу FSC, можно выделить Великобританию и Швецию. Среди стран, ориентированных на недавно провозглашенную систему сертификации по схеме PEFC, необходимо назвать Финляндию, Францию. К третьей группе можно отнести такого крупного импортера продукции лесного комплекса как Германия.

Данное деление означает, что лесной бизнес в тех или иных странах сделал ставку на ту или иную систему в зависимости от:

  • отношения общества к этим системам;

  • роли государства в экономических отношениях;

  • роли ассоциаций производителей и владельцев лесного фонда в формировании "вкусов" у конкретного производителя и конечного потребителя к различным системам.**

Россия и Белоруссия исторически являются поставщиками в основном древесины или частично обработанного древесного сырья на западноевропейский рынок. В этой связи разделение рынка сертификации и утверждение различных систем сертификаций в западноевропейских странах имеет для России первоочередное значение. Это означает, что российским экспортерам и, что самое важное, национальным институтам в области сертификации и управления лесным комплексом*** придется формировать свою политику в соответствии с требованиями западноевропейского рынка. Игнорирование этого требования уже привело российскую экономику к значительным потерям. Например, отсутствие сертификата соответствия экологическим требованиям может означать на сегодняшнем рынке снижение цены за предлагаемую продукцию на 20-30% или полную потерю рынка.

Для формирования политики в области сертификации необходимо прежде всего ответить на два вопроса.

  1. Каковы преимущества и недостатки той или иной системы сертификации?

  2. Что должно лечь в основу сертификации продукции лесного комплекса: монополизм одной системы или поливариантность различных систем сертификации?

В отношении первого вопроса предлагается сравнительная таблица, в которой предложена характеристика сертификаций по схемам FSC и PEFC. (Данные о сертификации по схеме PEFC взяты из устных сообщений и материалов научно-практического семинара, посвященного лесной сертификации в Республике Беларусь).

Данные, приведенные в таблице, не дают прямого ответа на вопрос о том, каковы преимущества и недостатки той или иной системы сертификации. Тем не менее, приведенные факты могут помочь заинтересованным сторонам самим, основываясь на собственном опыте, дать ответ на поставленный вопрос.

Отвечая на второй вопрос следует подчеркнуть, что монополизм как метод решения рыночных проблем часто не учитывает нюансов рынка и приводит к большим потерям. В данном случае ставка на PEFC, на которую, вероятно, будет ориентироваться Федеральная служба лесного хозяйства России, ограничит маневр российских производителей на западноевропейском рынке (например, в случае с Великобританией) и, в случае неудачи разрабатываемой системы обязательной сертификации, может привести к полной потере западноевропейского рынка.

И наоборот, используя несколько схем сертификации, при утрате позиций одной системой можно сохранить в запасе другую или другие системы сертификации.


* Здесь термин "система сертификации" используется не в трактовке российского законодательства о сертификации.
** Данное разделение очень условно и не предполагает окончательный ответ, какие же на самом деле приоритеты имеет производитель или конечный потребитель.
*** Здесь под национальными институтами подразумевается государственные органы по сертификации, Федеральная служба лесного хозяйства РФ и ее подразделения, Министерство экономики РФ.

* * *

Характеристики системы FSC PEFC
Руководящий орган Совет директоров Совет директоров
Высший орган Генеральная ассамблея Генеральная ассамблея
Другие наднациональные органы Секретариат FSC, решающий оперативные технические вопросы Генеральный секретариат
Членство Любая заинтересованная организация (кроме государственной) или физическое лицо может стать членом FSC Представители национального органа управления входят в совет PEFC, так называемый PEFCC. Минимальное количество в PEFCC - 6 членов (то есть как минимум 6 стран должно быть подставлено в PEFCС)
Принятие решений На основе консенсуса. В случае отсутствия консенсуса голосование двумя третями. Голосование двумя третями голосов, при этом все члены имеют от 1 до 3 голосов в зависимости от объема рубок
Национальные / региональные органы Национальные инициативы (4 вида). В основном национальные / региональные рабочие группы. Национальный орган управления
Структура национальных органов Три блока (социальный, экономический, экологический), имеющих равное количество голосов Три блока (лесовладельцы, лесопромышленники и все другие заинтересованные стороны в т.ч. НПО).
Базовые принципы и критерии 10 принципов и критериев FSC. 6 критериев (Хельсинский процесс).
Иерархия принципов и критериев Международные базовые принципы и критерии, которые детализируются на национальном/региональном уровнях. Принципы и критерии аудиторских компаний. Международные базовые критерии, которые детализируются национальным органом управления.
Утверждение стандартов (принципов и критериев) центральным органом Совет директоров утверждает национальные, региональные стандарты, а также стандарты аудиторских компаний. Совет директоров утверждает стандарты национальных органов управления.
Аккредитация органов по сертификации (аудиторских компаний) Производится Советом директоров. Производится национальным органом управления. В будущем намечается организовать международный орган по аккредитации. Аудиторская компания не может быть государственной организацией.
Применение стандартов (принципов и критериев) Аудиторская кампания проводит сертификацию на основе своих внутренних стандартов, которые должны соответствовать базовым принципам и критериям. В случае наличия национальных / региональных утвержденных принципов аудиторская кампания обязана применять их. Аудиторская компания производит сертификацию на основе стандартов (критериев и индикаторов), утвержденных национальным органом управления.
На какой стадии находится система Более 10 миллионов га сертифицировано. В основном это леса Швеции и Польши. Рабочие группы созданы в большинстве западноевропейских стран. Утверждены национальные стандарты Швеции. Не сертифицировано пока ни одного участка леса. Создаются национальные группы управления в Швеции и Финляндии. Создан национальный орган управления во Франции.
Покупательские группы Созданы в большинстве западноевропейских стран под эгидой WWF. Основная задача таких групп провозглашение приверженности FSC.  
Отношение неправительственного движения ("зеленых") Есть претензии, связанные с практическим осуществлением сертификации рядом аудиторских компаний. Есть претензии, связанные с уклоном в сторону лесовладельцев и лесопромышленников
Местонахождение центрального международного органа Оахака (Мексика) Люксембург


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!