Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 14, май 2000
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Лесное хозяйство должно быть комплексным


Недавно в Сыктывкаре проходила международная конференция, посвященная добровольной лесной сертификации по системе FSC. Среди выступающих был и заместитель председателя комитета по лесу республики Коми В. Д. Обухов. Власти республики не только с интересом следят за процессом сертификации модельного леса Прилузье, но и активно исследуют возможности и пути использования принципов FSC в управлении своим лесным хозяйством. Мы задали Василию Дмитриевичу несколько вопросов об этом.

- В своих выступлениях Вы говорили о необходимости изменения подходов к определению размеров пользования.

- По нашим расчетам, в Республике Коми запас леса, который можно взять и реально использовать, составляет не более 10  млн. м3. Освоение остальных массивов в соответствии с размерами расчетной лесосеки просто экономически не выгодно. Например, если мы будем создавать там лесные культуры, стоимость их будут дороже, чем всей древесины, которую мы оттуда возьмем.

Сейчас совместно с лесоустроителями мы наметили перспективные участки, которые будем рубить, куда будем строить дороги. Вот их и будем осваивать.

- Но в таком случае, к методике определения расчетной лесосеки необходимо дополнение - что-то вроде Методики определения экономической доступности лесного массива?

- Да. И мы работаем в этом направлении. Вся территория у нас поделена на лесотаксационные районы. Приобретены специальные программы для обсчета. И мы просчитываем выгоду от освоения лесных массивов по всей территории республики, прежде чем назначать их в рубку. Рынок диктует свои законы, и мы должны их учитывать, если не хотим «вылететь в трубу». В этом, 2000-м году, у нас уже заготовлено 2 млн. излишков. Мы создали запасы на ЛПК, порядка 350-400 тысяч кубометров на нижнем складе. Но остальное практически невозможно продать. Почему пиловочник у нас оказался лишним? Не буду скрывать, раньше эти сортименты поступали на ЛПК. И его брали, поскольку это было экономически выгодно.

С вводом еще одной машины на ЛПК увеличили потребление лиственной древесины. По предварительным данным, они берут около 30% осины.

Сейчас мы подобрали много участков условно-сплошных рубок послевоенных лет. Очень много осины вдоль дорог. Многие леспромхозы (Койгородский, Прилужский) даже оставляли хвойные делянки, бросались на лиственные, все лето и осень рубили осину. И практически все возили в ЛПК. Себестоимость этой продукции была минимальной.

Кстати, на ЛПК создали свои структурные подразделения, занимающиеся лесозаготовками (это бывшие леспромхозы). Мы эту политику всегда поддерживали и поддерживаем. Оправдана ситуация, когда лесоперерабатывающее предприятие несет ответственность и за лесозаготовки.

- А как Вы относитесь к добровольной сертификации?

- Я считаю, что сертификация должна быть. Если мы не хотим снова плестись в хвосте, с ней надо работать.

По требованию Рослесхоза мы подготовили отчет о проведении добровольной сертификации в Прилузском лесхозе. Полагаю, что обе системы сертификации - обязательная и добровольная - вполне могут существовать вместе. Нужно искать выходы, а не противостоять или давить, как делают у нас некоторые руководители.

Однако я не согласен со многими оценками, особенно в социальной сфере, которые высказывались некоторыми экспертами при проведении тест-сертификации. По их данным, местное население недовольно тем, что вблизи населенных пунктов проводятся рубки. Но это не совсем так. Люди наоборот заинтересованы, они ждут, они готовы вырубить все, у них нет работы. Эти люди, деревенские, как раз и требуют рубить рядом с деревней. Они сами формируют бригады, сами рубят и сдают это республиканским лесным структурам. Эти предприятия дают им трактор, бензопилы, но организуются и работают-то они сами. Именно благодаря их деятельности резко вырос объем заготовок. Мы только на торгах продали 1 100 000 м3. Это все, по большей части, заготовили именно местные жители.

С их высокой активностью связана и другая серьезная проблема - резкое увеличение объемов рубок в наиболее доступных районах. Никогда столько не рубили. Дело в том, что на ЛПК древесину принимают без документов. Есть у нас такие коммерсанты, которые этим пользуются. Например владелец тупика, который этот лес грузит и отправляет. Он выходит на дорогу, видит, идет машина с лесом. Останавливает, предлагает купить лес. Прямо за наличные. Если есть документ: ордер, лесорубочный билет, накладная, платит дороже, нет - дешевле. И везет на ЛПК. Такая система привела к резкому увеличению объема незаконных рубок или просто краж. Все арендаторы, у кого были запасы древесины на делянках, возмутились. Получалось как - на выходные оставили в лесу древесину, а тут бригада подъехала и забрала. А эти грузят и спокойно отправляют.

Вот и пришлось издать специальное постановление, которым утвержден Порядок изъятия древесины, заготовленной с нарушениями требований лесного законодательства.

- То есть, с МВД у вас есть рабочий контакт?

- Он появился только сейчас. И появился вот каким образом. Проблему с лесными кражами и незаконными рубками, а также с дальнейшей реализацией этой древесины необходимо было как-то решать. Я много раз ходил в Министерство внутренних дел, но никто меня не воспринимал серьезно. У них там убийства, грабежи, а мы со своим лесом приходим.

Тогда мы установили, что 30 процентов сумм от реализации древесины поступает в соответствующий отдел внутренних дел. И система заработала.

Сейчас у нас организуются мобильные отряды, ездим, проверяем. Древесина проверяется также на постах ГАИ и при погрузке в железнодорожных тупиках. Времени прошло немного, но эффект уже есть. Мне даже домой звонят: «Почему, на каком основании?» И тому подобное. Главное начать, потом все привыкнут, что контроль действует, будет проще.

- Ваш комитет входит в состав Министерства природных ресурсов. Подобной схемы организации управления лесным хозяйством нет больше нигде в России. Чем это обусловлено? Насколько такое устройство влияет на ваши взаимоотношения с природоохранными структурами?

- Наш Глава Республики постановил объединить все природно-ресурсные ведомства в одном министерстве. Сюда вошли и охотники и лесники, и геологи. Он всегда считал и поддерживает нашу позицию, что лес - это комплекс, и что в лесу нужно вести комплексное хозяйство. Мы все вместе собираемся очень часто (коллегии у нас общие, например), и рассматриваем вопросы не только с учетом мнения работников лесного хозяйства, но и с принимаем во внимание необходимость сохранения животного мира, и охраны исчезающих видов. Это действительно так. Все в комплексе и, на мой взгляд, это гораздо лучше. Происходит координация деятельности различных служб на уровне Республики.

Впрочем, все вопросы, связанные с нашей подчиненностью Рослесхозу, решаются точно так же, как и в других регионах. Хотя иногда такая двойственность бывает неудобна.

Беседовали М. Карпачевский, В. Захаров


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!