Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 16, декабрь 2000
Предыдущая статья Обложка номера

Пушкинские критерии
устойчивого лесоуправления


От редакции:

Разработка критериев устойчивого управления лесами - дело в общем не новое. За последнее десятилетие подобных критериев в разных странах бло принято немало. Не является исключением и Россия, в которой один из вариантов таких критериев (с соответствующими индикаторами) был даже утвержден приказом Федеральной службы лесного хозяйства. К сожалению, этот утвержденный вариант представлял собой плохенький перевод критериев устойчивого управления лесами в Европе, принятых в рамках Хельсинкского процесса, слегка адаптированный к «сложившейся лесохозяйственной терминологии» и в процессе этой адаптации потерявший значительную часть исходного смысла. Да и судьба этих «критериев и индикаторов» сложилась незавидно - дальше региональных управлений лесами они не дошли и на реальную ситуацию в лесной отрасли никакого, даже самого скромного, влияния не оказали. Как, впрочем, и многочисленные их собратья, принятые в иных странах или на уровне межправительственных инициатив. Обусловлено это, вероятно, в первую очередь тем, что большинство таких критериев, разрабатывавшееся в рамках правительственных и околоправительственных структур, было направлено скорее на придание статуса «устойчивой» сложившейся системе управления лесами. От органов управления лесами в лучшем случае требовалось привести существующую систему отчетности в соответствие с требованиями «критериев». Как любое бюрократическое начинание, не имеющее ничего общего с реальной жизнью, подобные критерии были заранее обречены на забвение.

Приводящийся ниже текст представляет собой опыт совершенно иного подхода к разработке критериев устойчивого управления лесами. Большинство его пунктов разрабатывалось именно с целью решения конкретных экологических проблем, характерных для современной системы лесопользования в России (хотя имеется и ряд пунктов общего характера). Внедрение этих критериев требует существенного изменения существующей практики управления лесами в России и не может быть достигнуто простым изменением системы лесохозяйственной отчетности (каким путем предполагалось внедрять утвержденные приказом ФСЛХ критерии). Однако, ясно и направление, в котором необходимо двигаться, чтобы устойчивого управления лесами достигнуть. Пока эти критерии представляют собой точку зрения неправительственных природоохранных организаций и не могут рассматриваться как окончательный документ, на основании которого может строиться лесная политика различных регионов России. В идеале процесс выработки и совершенствования этих критериев должен идти с участием всех заинтересованных сторон - природоохранных организаций (в первую очередь неправительственных, поскольку статус государственных пока совершенно не ясен), предприятий лесного комплекса, органов управления лесами, местных администраций, правительственных структур, научно-исследовательских учреждений и т.д. В связи с чем данные критерии и предлагаются для дальнейшего обсуждения и усовершенствования.

Наиболее интересные мнения будут опубликованы в нашем бюллетене.


Позиция неправительственных организаций по некоторым вопросам устойчивого лесопользования в России

  1. Соблюдение российского законодательства

    • Должны, безусловно, соблюдаться требования законов Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О животном мире”, Лесного кодекса, Водного кодекса. В случае, если ведомственные инструкции или иные аналогичные им документы противоречат требованиям российского законодательства, имеет силу законодательный акт более высокого уровня.

  2. Предельно допустимые объёмы лесозаготовок

    • Предельно допустимые объёмы лесопользования должны реально обеспечивать устойчивое лесопользование в длительной перспективе. Не допускаются перерубы максимально допустимого общего объёма заготовки и расчетной лесосеки как в целом, так и по всем категориям лесов, по которым они определяются отдельно.

    • Расчетная лесосека и общий планируемый объем заготовки древесины по всем видам рубок и для каждой из хозяйственных секций должны обеспечить их полное использование на период не менее половины оборота рубки для каждой хозсекции или срока аренды (при долгосрочной аренде). Методика определения расчетной лесосеки должна обеспечивать постоянство пользования в начале и в конце срока аренды, не должна изменяться на протяжении нескольких ревизионных периодов и приводить к снижению объемов пользования. При этом, в течение всего периода или срока аренды должна обеспечиваться возможность подбора лесосек в объеме расчетной лесосеки с учетом сроков примыкания, возможности зимней и летней заготовки древесины, транспортного освоения территории и экономической доступности лесов. Исключение составляют хозяйственные секции, площадь которых должна быть сокращена в соответствии с долгосрочными целями ведения лесного хозяйства.

    • Расчетная лесосека и общий планируемый объем заготовки древесины по всем видам рубок должны определяться как в целом, так и по экономически доступным лесам. К экономически доступным лесам относятся леса, входящие в эксплуатационный лесной фонд, за исключением лесов с низким запасом на 1 га (60-90 м3/га в зависимости от региона) и деконцентрированного лесосечного фонда (разрозненных участков площадью до 25 га, расположенных в пределах пройденных рубками более 10 лет назад лесосырьевых баз лесозаготовительных предприятий). Не допускается переруб расчетной лесосеки как в целом, так и по экономически доступным лесам.

    • Из расчёта объёма пользования исключаются леса, лесопользование в которых законодательно запрещено (в том числе, из расчета главного пользования должны быть исключены ООПТ и другие особо защитные участки режимом которых запрещены рубки главного пользования).

  3. Ограничение лесопользования

    • Все рубки леса должны быть полностью запрещены на следующих лесных территориях:

      • крупные малонарушенные лесные территории (более 50 тыс. га по площади) т.е.массивы природных экосистем, не имеющие внутри функционирующих в настоящее время дорог и иных коммуникаций и постоянных поселений, а также не подвергавшиеся в течение последних 60 лет сплошным рубкам, расчисткам и другим существенным воздействиям со стороны человека;

      • малонарушенные лесные территории размером от 3 до 50 тысяч га, ценность которых доказана соответствующим наземным обследованием;

      • фрагменты малонарушенных лесов, выделенных при специальном наземном обследовании (критерии разрабатываются на региональном уровне);

      • ключевые места обитания редких и охраняемых видов живых организмов, которые могут быть нарушены при рубках леса;

      • другие леса, имеющие особую природоохранную, научную, культурную или средообразующую ценность, подтверждённую соответствующими научными исследованиями, в тех случаях, когда такая ценность может быть утеряна в результате рубок леса;

      • притундровые леса и леса, предлагаемые к включению в притундровые в соответствии с рекомендациями СевНИИЛХа, кроме использования местным населением исключительно для собственных нужд.

    • Все особо охраняемые природные территории (ООПТ) должны быть учтены в проектах организации и ведения лесного хозяйства и планах рубок на территорию действия предприятия и других планах лесопользования. Недопустимо планирование и проведение лесопользования, лесохозяйственных и других мероприятий, запрещённых режимом каждой конкретной ООПТ.

    • Территории, в официальном порядке планируемые к созданию ООПТ, должны быть зарезервированы (временно исключены из лесопользования) до принятия в установленном законодательством порядке решения об организации или об отказе от организации ООПТ на данной территории.

    • По всем водотокам, водоемам и верховым болотам должны быть установлены водоохранные зоны не меньшего размера, чем это предписывается Водным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ № 1404 от 3 ноября 1996 г. с ограничением лесопользования не менее жестким, чем предписывается вышеуказанными нормативными правовыми актами.

  4. Требования к способам и технологиям лесозаготовок

    • Во всех случаях, когда состояние насаждений это позволяет, должны применяться несплошные рубки леса, обеспечивающее непрерывное существование лесной среды на лесосеках. В случае, если применение несплошных рубок леса в необходимом объеме невозможно из-за организационных или технических проблем, должна существовать четкая и утвержденная на уровне лесопользователя программа внедрения несплошных рубок в срок не более 5 лет.

    • В случаях, когда состояние насаждений не позволяет вести выборочное хозяйство, должны применяться небольшие по площади узколесосечные сплошные рубки, обеспечивающие возможность естественного возобновления за счет обсеменения от прилегающих стен леса. В случае, если лесозаготовитель не способен вести заготовку древесины узколесосечными рубками по экономическим причинам, план рубок должен предусматривать переход к узколесосечным рубкам в срок не более 5 лет.

    • Площадь сплошных рубок не должна превышать 10 га (за исключением случаев, когда убедительно доказана необходимость большей площади лесосеки). В случае, если хотя бы по одной из длинных сторон лесосека граничит с безлесными участками или лесами, не достигшими возраста семяношения, площадь лесосеки не должна превышать 5 га или она должна быть обеспечена искусственным лесовосстановлением.

    • Сроки примыкания лесосек должны реально обеспечивать формирование сомкнутых насаждений, учитывать периодичность семяношения древесных пород и восстановление лесной среды на всей площади лесосеки. Разработка лесосеки возможна на следующий год после того, как соседняя лесосека переведена в покрытую лесом площадь, или позже.

    • При ведении сплошных лесозаготовок, допускается оставлять на корню деревья, из которых не могут быть получены ликвидные сортименты. В случае, если рубка деревьев экономически нецелесообразна, допускается оставление части невырубленных деревьев на лесосеке на корню. Оставленная часть древесины на корню не должна приводить к существенному ухудшению санитарного состояния насаждений (в том числе прилегающих), деградации древостоя и увеличению пожарной опасности. В частности, оставляться на корню могут следующие элементы леса (или их части), если их рубка и вывозка не оправданы с экономической и санитарной точек зрения, но позволяют снизить отрицательные экологические последствия от рубки леса:

      • перестойные деревья лиственных пород, в первую очередь осины;

      • старый сухостой;

      • деревья широколиственных пород.

    • Уничтожение порубочных остатков и пней допускается только в том случае, если эта мера необходима для профилактики лесных пожаров или возникновения вспышек массового размножения насекомых-вредителей и болезней. Во всех остальных случаях порубочные остатки должны распределяться по лесосеке (т. е. использоваться как естественное органическое удобрение).

    • Трелевка древесины по водоемам и водотокам, а также по поймам малых рек и ручьев, а также складирование в поймах и на льду водотоков и водоемов ГСМ и технических средств производиться не должны.

  5. Лесные плантации и лесовосстановление

    • Территории, где ведётся плантационное лесное хозяйство (искусственное лесовосстановление с дальнейшим интенсивным уходом) не должны составлять более 30% от площади рассматриваемой (сертифицируемой) территории.

    • Лесные плантации должны чередоваться с участками лесов естественного происхождения с учётом естественной структуры ландшафта.

    • Полидоминантные лесные плантации с участием лиственных пород являются предпочтительными по сравнению с монодоминантными.

    • За пределами тех территорий, где ведётся плантационное лесное хозяйство, естественное лесовосстановление является предпочтительным по отношению к искусственному и должно применяться приоритетно за исключением следующих случаев:

      • территории, где в результате антропогенных нарушений или природных особенностей естественное восстановление невозможно в течение длительного периода;

      • восстановление коренных пород, замещённых вторичными (пример: широколиственные леса).

    • Искусственное лесовосстановление, в том числе при создании лесных плантаций, должно проводиться только аборигенными породами. Не допускается введение генетически модифицированных пород и интродукция видов древесных пород (кроме городских лесов), за исключением реинтродукции: восстановления пород, ранее произраставших на данной территории (например, широколиственные породы, исчезнувшие в ряде областей).

  6. Мелиорация лесов, применение химических и биологических препаратов

    • Цели ведения лесного хозяйства не должны предполагать осушения новых заболоченных земель, за исключением случаев, когда оно необходимо для восстановления гидрологического режима, нарушенного деятельностью человека или катастрофическими природными воздействиями.

    • При борьбе со вспышками численности вредителей леса применение биологических средств борьбы должно иметь приоритет над применением химических препаратов. Применение химических препаратов допустимо только в исключительных случаях, когда доказана неэффективность применение биологических методов борьбы. Доказательства подобного рода являются предметом рассмотрения экологической экспертизы.

    • Любое применение пестицидов (включая биологические средства) для борьбы со вспышками численности вредителей леса должно проходить экологическую экспертизу.

    • В случае, если применение химических препаратов неизбежно, приоритет должен отдаваться таким веществам и методам их применения, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду и лесные экосистемы. Сравнение различных веществ и методов также должно быть предметом рассмотрения экологической экспертизы.

    • Применение любых гербицидов для ухода за лесом должно быть полностью и однозначно исключено (кроме лесных питомников).

    • В любом случае не допускается применение следующих химических препаратов:

      • пестицидов типа 1А и 1В по классификации Всемирной организации здравоохранения;

      • хлорорганических пестицидов; устойчивых, токсических пестицидов или пестицидов, чьи продукты распада остаются биологически активными и накапливаются в пищевых цепях, вызывая побочные эффекты;

      • любых других пестицидов, запрещенных в соответствии с международными соглашениями.

    • Применение удобрений в лесном хозяйстве допустимо только на участках лесных плантаций и при залесении нелесных земель, а также в исключительных случаях, когда доказана необходимость их применения.

  7. Общественный контроль и права местного населения

    • Информация о лесопользовании и ведении лесного хозяйства должна быть прозрачной и доступной для общественности. Общественные организации, а также уполномоченные сходами (собраниями) местных жителей представители должны иметь доступ к следующей информации, касающейся использования лесных ресурсов на данной территории:

      • данным лесоустройства, независимо от формы их хранения;

      • планам рубок (при краткосрочной аренде) или проектам организации и ведения лесного хозяйства (при долгосрочной аренде), включая данные о размерах, расположении лесосек, применяемых технологиях;

      • копиям лесорубочных билетов;

      • материалам отводов лесосек;

      • материалам, обосновывающим перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и решениям о таких переводах;

      • актам освидетельствования лесосек;

      • материалам, обосновывающим проведение санитарных рубок.

    • На рассматриваемой территории не должно иметься участков, фактически или формально закрытых для посещения гражданами.

    • Местное население должно быть оповещено о границах арендных участков данного предприятия и о планах его работы в пределах арендных участков, а также о своих правах на пользование лесными ресурсами в пределах арендованных участков.

    • В случае заинтересованности отдельных местных жителей предприятие должно предоставлять им информацию о расположении лесосек, на которых оно проводит заготовку древесины в порядке краткосрочного пользования или которые намечены или отведены в рубку.

    • Должен быть создан механизм учёта мнения местного населения по вопросам ведения лесного хозяйства и лесопользования.

    • В случае наличия работников необходимой квалификации среди местного населения они должны иметь преимущественное право занятия рабочих мест при лесопользовании. В случае необходимости проведения переподготовки или повышения квалификации персонала местные жители имеют преимущественное право на прохождение такой переподготовки за счет лесопользователей.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!