|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Чем пахнет Земельный КодексА. Григорьев
В "Парламентской газете" и "Российской газете" от 30 октября были опубликованы официальные тексты "Земельного кодекса Российской Федерации", а также Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Они приняты Государственной думой 28 сентября 2001 года, одобрены Советом Федерации 10 октября 2001 года, подписаны Президентом РФ 25 октября 2001 года. Ударные темпы оформления этих документов свидетельствуют о желании федеральных властей решительно продвигаться вперед в области законодательного оформления фактически сложившихся земельных отношений. К 2001 году, по официальным данным, число земельных собственников составило 45 млн. человек. В собственность граждан и организаций было передано 130 млн. га земли. Количество сделок с земельными участками исчисляется миллионами в год. По неофициальным оценкам, в значительной степени из-за отсутствия законодательного оформления этих реалий, сформировался огромный черный рынок в сфере оборота земельных участков. Его объемы оцениваются во многие миллиарды долларов США в год. Миллионы собственников недвижимости оказались в подвешенном состоянии из-за того, что используемые ими земельные участки имеют неопределенный статус. Оформление частной собственности на землю и ее оборота относятся к третьему этапу перераспределения общенациональной собственности российского государства в пользу вполне конкретных лиц. Первые два этапа - приватизация государственных предприятий и раздел основных месторождений полезных ископаемых завершились в 90-е годы, и в настоящее время идет перераспределение захваченной в то время собственности. Земельные отношения, благодаря огромным размерам России, все еще остаются "неподнятой целиной". Решительная схватка идет между теми, кто заинтересован в сохранении сложившейся ситуации, и теми, кто собирается получить огромные прибыли в процессе приватизации земель. Поскольку экономический и, соответственно, коррупционный потенциал сторонников частной собственности на землю гораздо выше, в итоге победа окажется на их стороне. Принятие "Земельного кодекса РФ" означает относительно небольшой, но принципиально важный шаг в этом процессе. Происходящее в области земельных отношений является стратегически важным для будущего лесов России, а также особо охраняемых природных территорий и объектов. Очевидно, что силы сторон, занимающихся лесами и охраняемыми территориями, просто несопоставимы с мощью структур, определяющих судьбу российских земель. На первый взгляд кажется, что пока ничего принципиально нового в связи с принятием "Земельного кодекса РФ" в сфере лесных отношений не произошло. В пункте 3 ст. 3 "Земельного кодекса РФ" прямо указывается, что: "Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами". Ст. 12 "Лесного кодекса РФ" прямо говорит, что: "Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются". Частным собственникам вроде бы остается немного: "Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом" (ст. 20 "Лесного кодекса РФ"). "Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации" (ст. 12 "Лесного кодекса РФ"). Новый "Земельный кодекс РФ" статьями 28 - 32 создает небывало благоприятные условия для приобретения в собственность участков с целью строительства на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Как, впрочем, и для целей, не связанных со строительством (ст. 34 "Земельного кодекса РФ"). Решения об их выделении должны приниматься в двухнедельный срок после обращения заявителя, а отказ может быть обжалован в суде. Для многочисленных конфликтов, когда местные жители протестуют против нового строительства, связанного с вырубкой зеленых насаждений, создается принципиально новая ситуация. Городские леса, не входящие в лесной фонд, вроде бы под этот механизм не подпадают, поскольку согласно ст. 12 "Лесного кодекса РФ" не допускаются купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков не только лесного фонда, но также и участков лесов, не входящих в лесной фонд. Однако согласно ст. 8 "Земельного кодекса РФ" отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При определенном желании "городской лес" переименовывается (а если он слишком густой и зеленый - то и переделывается "санитарными" или другими рубками) в "древесно-кустарниковую растительность", и ограничения ст. 12 "Лесного кодекса РФ" не выглядят уже столь категоричными. Перспективы использования такой схемы на основе ст. 8 "Земельного кодекса РФ" в более широких масштабах будут зависеть от того, как на практике будет выглядеть реализация принятого 17.07.01 Федерального Закона "О разграничении государственной собственности на землю". Он самым непосредственным образом затрагивает интересы региональных лидеров, которые, вполне возможно, окажутся гораздо более боеспособными по сравнению с нынешними вялыми политическими группировками. Если регионам удастся отбить у федеральных властей значительные площади лесных земель, передача им же лесных насаждений в юридическом плане не составит проблем. Согласно ст. 19 "Лесного кодекса РФ": "В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации". На фоне завершающегося разрушения федеральной системы органов лесного хозяйства, окончательной утраты ими способности осуществлять сколь-нибудь эффективные действия, такие требования регионов будут выглядеть обоснованными. Другим изящным вариантом борьбы регионов с центром за землю может стать использование лозунга создания значительных площадей земель особо охраняемых территорий и объектов регионального значения. После того как такие земли будут созданы и перейдут в собственность субъектов Российской Федерации, "внезапно" может выясниться необходимость изменения целевой категории хотя бы части этих земель, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 8 "Земельного кодекса РФ" и сможет проделать. Принятие нового "Земельного кодекса РФ" может серьезно повлиять на перспективы создания новых особо охраняемых территорий и объектов, которым посвящена целая глава 17 со статьями 94 - 100. Следует отметить, что вопросы их создания и существования в "Земельном кодексе РФ" регламентированы весьма детально. Набор ограничений хозяйственной и иной деятельности весьма разнообразен. Вопрос же о компенсациях материальных потерь местным жителям в связи с этими ограничениями остается без ответа. Особенно острой эта проблема может стать в случае с заповедниками и национальными парками, в границах которых земельные участки, которые после принятия "Земельного кодекса РФ" приобретают вполне конкретную легальную денежную стоимость, согласно ст. 95 этого Закона, приватизации не подлежат. Существование частных собственников допускается со значительными ограничениями и "в отдельных случаях". Учитывая, что на территориях некоторых национальных парков и заповедников проживают тысячи местных жителей, их отношение к этим структурам будет соответствующим. Доходы населения от их создания будут более чем сомнительными, а вот потери из-за невозможности приватизировать и продать по нормальной рыночной стоимости земельный участок - очевидными и ощутимыми. Создание новых заповедников и национальных парков на сколь-нибудь населенных территориях теперь, скорее всего, также превратится в весьма маловероятное событие, которое будет происходить в сугубо "отдельных случаях".
* * * Новый "Земельный кодекс РФ" коснется, прежде всего, собственников жилья - как в городе, так и в деревне, владельцев садово-огородных участков, гаражей, недвижимости, используемой для производства и торговли - от крохотных ларьков до огромных цехов и торговых комплексов. Его использование сильно повлияет на судьбу зеленых насаждений в населенных пунктах. Однако, по оценкам, все это занимает не более 3% территории России. Те, кто уже успел приватизировать сельскохозяйственные земли, сможет ими пользоваться дальше. Приватизация земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, до принятия Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не допускается.
Ситуация с возможностью приватизации в широких масштабах земель лесного фонда станет более ясной после начала примения закона "О разграничении государственной собственности на землю".
| |||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|