Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

А. Рубки без разрешительных документов
("самовольные" рубки)

Contents1. Рубки, осуществляемые местным населением для собственных нужд

Данный вид нарушений имеет две основные причины. Первое, это бедность сельского населения во многих районах, не позволяющая покупать даже самые минимально необходимые объемы строительных бревен и дров. Вторая причина связана с неэффективностью работы лесной службы, когда пойти в лес и незаконно вырубить несколько стволов оказывается гораздо быстрее, чем попытаться официально оформить такую рубку. По нашему опыту контрольной покупки бревен в Московской и Ярославской областях, опыту обсуждения этой проблемы в Тверской, Ленинградской, Сахалинской областях и др. для оформления покупки одного бревна (или права срубить один ствол) необходимо затратить от одного до пяти рабочих дней, при этом нужно иметь машину для доставки лесника на место отвода и обратно, либо машину для доставки бревна из участка, где выдано разрешение на рубку, или это бревно уже срублено самими лесниками. Этот участок, как правило, расположен за несколько километров или десятков километров от места, куда бревно нужно доставить. Понятно, что в большинстве случаев оказывается проще выйти за околицу и срубить требуемое количество стволов, тем более, что лесники ничего не обнаружат, а соседи "не продадут", так как занимаются тем же самым.

Безусловно, существует достаточно большая прослойка населения, не желающего платить государству за "народные" ресурсы. Неэффективность государственного контроля очень способствует такой идеологии. При этом принцип охраны леса, при котором за каждым сотрудником лесной службы закреплен свой участок, не эффективен против таких рубок, так как принципиальный лесник тут же станет изгоем в своем поселке и будет более озабочен сохранностью своего имущества и здоровьем членов семьи, чем сохранностью государственных лесов. И никакими методами социальной защиты и/или страхования эту ситуацию не изменить. Поэтому достаточно часто лесники сами "благославляют" подобные рубки, причем отнюдь не бескорыстно.

Достаточно часто местное население подбирает древесину, брошенную лесозаготовителями и лесхозами, однако с юридической точки зрения такие действия также незаконны. Оценить объемы лесозаготовок, проводимых местным населением, достаточно сложно. Наши очень грубые оценки дают 8-10 млн.м3 в год, не учитываемых официальной статистикой.

Contents2. Рубки, осуществляемые гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины

Этот вариант наиболее типичен для заготовок крупномерных стволов особо ценных пород. Соответственно и наибольшие масштабы таких лесозаготовок приходятся на юг Хабаровского края и Приморье (породы: ясень, дуб, кедр, орех, бархат) и Северный Кавказ (породы: бук, дуб, каштан). Только официально фиксируемый объем таких рубок по ценным породам в Приморье превышает 10000 м3 в год.

По нашим данным (май 2000) только по территории Рощинского лесхоза Приморского края объем самовольных рубок этого типа только по ценным породам составляет 16-22 тыс. м3 в год. Расхождение с официальными цифрами объясняется, видимо, тем, что лесхоз практически не фиксирует самовольные рубки, если не удалось арестовать незаконно заготовленную древесину. Нет основания полагать, что в других лесхозах регистрация самоволок ведется более тщательно. Поэтому фактический объем самоволок значительно превышает официальные цифры.

Для постоянных бригад (а фактически нелегальных фирм), работающих по этой схеме, характерна хорошая организация труда и, обычно, хорошие связи в органах власти разных уровней. Многие из этих бригад находятся под криминальной «крышей», либо являются весьма прибыльной частью мафиозных группировок. Так, в июне 2000 года в результате более детальных исследований самовольных рубок в Красноармейском районе нам пришлось столкнуться с крупной нелегальной фирмой, практиковавшей самовольные рубки. При этом непосредственно в момент осуществления работ подъезды к месту рубки охраняли три машины прикрытия, а на месте рубки присутствовала вооруженная охрана.

По результатам наших исследований в феврале-июне 2000 можно говорить, что, по крайней мере в некоторых районах, например Красноармейском районе Приморья, проблема самовольных рубок перестает быть чисто лесной. Так, по-видимому, значительная часть населения, фирм и госструктур этого района вовлечена в незаконный оборот древесины. Уже вполне можно говорить не столько о незаконном обороте древесины, сколько о жизненном укладе, обязательным компонентом которого являются незаконные рубки. По информации из источников в администрации района, в незаконные рубки вовлечена в первую очередь та часть населения, которая имеет неплохие заработки помимо рубок. Вообще, населением незаконные рубки воспринимаются как дополнительный приработок. В эти работы помимо частной, по-видимому, вовлечена техника действующих леспромхозов и заготовительных фирм, причем руководство часто знает или догадывается о том, что происходит, но закрывает глаза, так как наличие у рабочих дополнительных приработков позволяет платить меньшие зарплаты (и налоги). Есть все основания полагать, что крупные заготовительные предприятия являются по совместительству приемщиками/перекупщиками древесины, незаконно добытой частными лицами (читай: сотрудниками этих предприятий).

Локализация самоволок в районе предполагает, что значительная часть всей срубленной древесины идет в конечном итоге на Дальнереченские базы. Контроль за перевозками леса в этом направлении стал политико-финансовым вопросом. За последние пару лет милицейский пост на дороге Новопокровка-Дальнереченск несколько раз ставили, снимали, переносили. В районе ходит анекдот о том, что молодой милиционер просит поставить его на этот пост "в связи с тяжелым материальным положением семьи". По наблюдениям местного населения постовые, отработавшие зиму на этом посту, купили себе иномарки (официальная зарплата этого сделать не позволяет). Рубки и перевозки незаконно добытой древесины заметно оживляются в периоды отсутствия постов.

Помимо мобильных бригад нелегальными рубками занимаются также в порядке "семейного подряда". Такие заготовки обычно маломасштабны и за один прием вывозится порой всего 1-2 бревна. Нам приходилось неоднократно наблюдать такие работы в действии в июне 2000 года в окрестностях поселка Рощино Красноармейского района Приморья.

По данным бесед с местными жителями в поселках в дополнение к леспромхозовской действует система частной скупки незаконно добытого леса. Удалось узнать имя одного из скупщиков, работающего предположительно на Тернейлесстрой, то есть на порты Пластун - Ольгу. Собственно, установить это имя несложно: его знают все от местных жителей до администрации, знают также и график перемещения этого человека. Сходные результаты дал анализ системы перекупки незаконно добытой древесины, проведенный местными журналистами (см., например "Последние известия" от 07.07.99). Показательно, что к ответственности практически никто из перекупщиков не привлекался.

Незаконные рубки этого типа достаточно распространены также в непосредственной близости от крупных потребителей древесины, работающих за наличный расчет и не очень щепетильных в выборе поставщиков (лесные порты Санкт-Петербурга, Выборга, Луги, возможно некоторые порты Дальнего Востока, некоторые деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты (в 1997-1998гг - Светогорский (сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону), в 1999 - Сясьский ЦБК (см. например районную газету "Вестник" от 06.05.99 №5)). Есть все основания полагать, что эта схема распространена довольно широко (шире, чем это следует из официальной статистики и прессы).

Помимо вышеизложенного существуют самовольные рубки на продажу (либо для нелегального мелкого бизнеса - малообъемное лесопиление, сборка срубов и т.п.). Эти рубки обычно касаются наиболее распространенных пород (ели, сосны, реже березы) и, по нашему мнению, не превышают 500000м3 в год. Такие рубки в основном приурочены к нескольким регионам: Республика Карелия, Ленинградская, Архангельская (юг и центр), Новгородская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Владимирская, Московская области, возможно: Иркутская обл., юг Красноярского края, Республика Бурятия. Ключевым условием, помимо наличия сбыта, являются хотя бы относительная транспортная доступность лесного фонда, в том числе тех участков, где официально запрещены все виды рубок, а также наличие у населения (либо возможности нелегального использования населением) соответствующей техники, в первую очередь тракторов, погрузчиков или грузовиков, оборудованных гидроманипуляторами.

Contents3. Рубки, осуществляемые компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков, либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами

При больших объемах заготовки в пределах относительно компактных территорий и в случаях, когда размеры фирмы позволяют содержать несколько лесозаготовительных бригад, некоторые фирмы прибегают к незаконной разработке лесосек. Ключевым условием для этого должно также быть большое количество одновременно разрабатываемых делянок и/или затрудненный доступ проверяющих органов на территорию, где идут заготовки. Такая ситуация особенно характерна для военных лесхозов, которые в принципе редко утруждаются соблюдением лесного законодательства, но встречается и в сельских лесах и в лесах Рослесхоза. Дело в том, что если бригада не была поймана с поличным непосредственно на месте рубки, то доказать ее причастность к рубке становится очень сложно, а спустя 3 и более года (по истечении срока хранения материалов отвода и лесорубочных билетов в лесхозе) - просто невозможно. Такие рубки могут проводиться по прямому сговору с представителями органов управления лесным хозяйством.

Незаконные рубки такого рода легко могут быть выявлены при сравнении материалов отвода и лесорубочных билетов за год с данными космической съемки, сделанной год назад и к моменту проверки. При этом для выявления большинства рубок и грубой оценки их площади достаточно снимков с разрешением 100 м и выше (но не более 30-35 м). Проблема в том, что ни один из государственных органов не использует космическую съемку для этих целей. Более того, официальные власти, например Рослесхоз, без проведения детальных исследований данного вопроса считают, что подобные рубки отсутствуют или практически отсутствуют (невозможны в принципе). Независимые проверки этого вопроса крайне затруднены, так как необходимые документы (материалы отводов) хранятся в лесхозах и компании, ведущей нелегальные заготовки. Эти материалы традиционно считаются секретными и становятся секретными вдвойне, если есть прямой сговор между сотрудниками лесхоза и компанией.

По имеющимся у нас данным оценить объемы таких рубок не представляется возможным, однако нам приходилось сталкиваться с фактами и свидетельствами, указывающими на наличие таких рубок в 1998-2000гг на Сахалине, в Хабаровском и Красноярском краях, в Республике Бурятия. Во всех конкретных случаях речь шла об объемах от сотен до первых десятков тысяч кубометров самовольно срубленной древесины.

Contents2а-3а. Рубки поверх официально законченных выборочных рубок, в том числе официально обнаруженных и остановленных самоволок

В июле 1998 в Пограничном лесничестве Смирныховского лесхоза бригада по словам бригадира представлявшая ООО "Смирных лес", осуществляла выборку крупномерных елей за пределами собственной делянки и поверх брошенной зимней самоволки другой фирмы. При этом велась прокладка новых волоков в зоне самоволки, в том числе в нерестоохранной полосе р.Скворцовка. Общий объем незаконно свеже срубленной древесины на момент осмотра превышал 400 кбм. (более 220 стволов). Мастер, присутствовавший на делянке, пытался доказать, что свежие летние волока и совершенно свежие пни это, оказывается, последствия зимней рубки другой бригады. Очевидно, что незаконные рубки на этом участке продолжались несколько недель, за это время лесники либо не появлялись на месте рубки, либо их невнимание было неплохо оплачено.
Этот достаточно распространенный способ практикуется как местным населением, так и фирмами и органами управления лесным хозяйством и заключается в том, что самовольная рубка проводится поверх уже законченной и сданной рубки, либо обнаруженной лесной охраной и остановленной самоволки, сделанной другой фирмой или частным лицом.

Понятно, что подобные нарушения в определенной степени стимулирует практика оплаты работы лесозаготовителей "от кубометра", а также существующая система деления лесов на обходы, при которой один лесник должен контролировать закрепленный за ним участок практически без дополнительного контроля сверху и без вневедомственного контроля.

В мае 2000 в Приморском крае подобная практика местным населением, включая работников лесозаготовительных фирм, называлась как обычная практика большинства лесозаготовительных предприятий и ряда лесхозов. В Красноармейском районе нам были показаны примеры подобной деятельности военных и местного лесхоза (либо его сотрудников).

Что касается общих объемов самовольно заготовленной древесины, то в целом по стране только по ценным породам объем самовольных рубок превышает 600000 м3. Несмотря на небольшие объемы, в стоимостном выражении это соответствует примерно 2-3 млн. м3 менее ценных пород.


Показательно также, что во многих случаях маломасштабные самовольные рубки достаточно просто побороть, так как места и особенности рубок, а также места сбыта/«отмывки» древесины обычно хорошо известны (или легко выясняемы). Так в начале июня 2000 в Красноармейском районе Приморья группе сотрудников Гринпис России без особых проблем и каких-либо специальных ухищрений удалось обнаружить и даже была возможность заснять на видео пять самовольных рубок, на которых велись работы от валки леса до вывозки самовольно заготовленной древесины. Более того, по словам самих лесников (включая упомянутый выше Рощинский лесхоз Приморья), они вполне могли бы справиться с проблемой, но не имеют времени этим заниматься, так как заняты на других работах ("рубки дохода"). Более того, распространенной практикой является перевод лесников на зимний период (время интенсивных лесозаготовок) в вальщики, чокеровщики и т.д. Эффективность действий других природоохранных служб и органов правопорядка также не выдерживают никакой критики. Так, например, судя по нашим наблюдениям, все сколь-нибудь крупные "нелегальные фирмы" и бригады неплохо осведомлены о местах и времени работы мобильных постов милиции. В точности такие же проблемы присутствуют в большинстве регионов. Другим эффективным методом борьбы могло бы стать введение нескольких дополнительных постоянных проверок документов при перевозке древесины с конфискацией незаконно перевозимой древесины (и транспорта). Даже, если такие проверки (посты) не будут эффективны на 100% дополнительные взятки, которые придется давать на этих постах, сделают нерентабельными значительную часть маломасштабных нелегальных заготовок.

Работы по контролю самовольных рубок - это часть необходимых действий по усилению контроля за лесозаготовителями и экспортирующими фирмами. В целом, по нашему мнению, для борьбы с самовольными рубками необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:

изменение системы организации лесной охраны с отказом от обходов, закрепленных за конкретными лесниками, и переходом к использованию немногочисленных, но мобильных и хорошо оснащенных инспекторских групп, действующих исключительно вдали от мест постоянной жизни инспекторов. Подобные меры в первую очередь нужны в районах с интенсивными лесозаготовками и большим количеством незаконных рубок;

запрет органам управления лесным хозяйством на ведение любой хозяйственной деятельности, какими бы благими пожеланиями это не объяснялось;

введение дополнительного (избыточного) контроля документов на перевозимую древесину на дорогах, ведущих к местам сбыта;

внесение соответствующих изменений в УК и КоАП в части усиления ответственности за лесонарушения, а также перевозку и легализацию незаконно добытой древесины;

полный пересмотр порядка приемки лесосек и оценки объема фактически заготовленной древесины. В настоящее время эта деятельность осуществляется на основе ведомственной инструкции Госкомлеса СССР 1983 года, ориентированной на социалистическое хозяйство и не учитывающей возможную заинтересованность заготовителей в перерубах. Необходимо также использование новых технологий и дистанционных методов оценки объемов заготовки и состояния лесосек;

полный пересмотр порядка осуществления текущего контроля за рубками, осуществляемыми лесозаготовителями;

расширение полномочий других ведомств по контролю за лесопользованием и деятельностью органов управления лесным хозяйством. Это стало особенно актуальным после объединения под крышей одного министерства органов охраны природы и органов управления лесным хозяйством;

обеспечение открытости и бесплатности ключевой информации по лесопользованию в целях обеспечения возможности общественного контроля. Действующий в настоящее время порядок доступа граждан к информации о лесопользовании предполагает либо настолько высокие цены, что они просто не по карману населению, либо просто не прописывает порядок доступа к таким ключевым материалам как лесорубочные билеты, материалы отводов и т.п.;

введение таможенных кодов для следующих групп экспортируемых пород: прочая еловая древесина; прочая пихтовая древесина; кедр сибирский и корейский; орех; ольха; липа. Данные изменения позволят вести более точный учет экспортируемой древесины и корректно сопоставлять данные об объемах заготовки с данными об экспорте.

Значительная часть указанных выше мер может быть эффективно применена для борьбы с большинством нарушений в сфере заготовки древесины.

Экспорт древесины ценных пород с Дальнего Востока в 1999 году, куб.м
(по данным различных источников)

Приморский край

Хабаровский край

Вывезено в страны получатели

Рослесхоз

ГТК РФ

администрация края

ГТК РФ

Япония (*)

Китай

188000

523000

до 300000

135000

336000

352000

*) Приведены данные только по пиловочнику (древесины высшего качества).

То, что ни в одном из "сильно пострадавших" от самовольных рубок регионов работы по пресечению самовольных лесозаготовок и перевозки незаконно добытой древесины не ведутся должным образом, либо применяемые меры быстро отменяют под давлением лесорубов, показывает, до какой степени органы власти разных уровней вовлечены в незаконный оборот древесины и коррумпированы. Обычно в таких регионах (или на федеральном уровне под давлением таких регионов) принимаются специфические решения, направленные не на то, чтобы прекратить эти рубки, а на то, чтобы имитировать значительные усилия государства по их пресечению.

Так, в 1999 году было введено лицензирование экспорта древесины ценных пород (применительно к Дальнему Востоку это дуб и ясень). Таким образом, перевозить и экспортировать такую древесину стало возможным только при наличии соответствующего сертификата и лицензии. Однако, правительственное решение предусмотрело разрешительный порядок выдачи лицензий, то есть каждый, кто обращается за лицензией, должен ее получить и притом на тот объем, который запрашивет. Мотивировалось это боязнью создать значительные препятствия для бизнеса. Хотели как лучше, а получилось как всегда: уже 25 мая 1999 года вице-губернатор Приморья Владимир Стегний направил письмо в Министерство экономики России, настаивая на необходимости дополнительных ограничений.

"Объемы экспорта лесоматериалов ценных пород из Приморья в КНР и Японию из года в год значительно превышают нормы законной вырубки, - говорится в письме.- Лицензирование экспорта в автоматическом режиме без количественных ограничений не дает рычагов воздействия на недобросовестных экспортеров. В Приморье с 15 февраля по 20 мая 1999 г. выданы экспортные лицензии на 930,9 тыс куб.м. лесоматериалов ценных пород, тогда как краевая норма вырубки деревьев этих пород на весь 1999 год составляет 260 000 куб.м"

Таким образом, например, в Приморье в 1999 году разрешено к рубке было около 260 тыс.м3 ценных пород, а официально вывезено (задекларировано) только Приморскими фирмами свыше 500 тыс.м3 (без учета ценных пород, экспортированных в рамках кода 440310900). Проблема в том, что из дальневосточных ценных пород только дуб имеет свой таможенный код в ТН ВЭД (в феврале 2000 отдельный таможенный код был присвоен ясеню). Орех, бархат, ясень вместе с липой, осиной, ольхой и другими малоценными породами шли по одному коду, поэтому точно сказать, какой объем ценных пород был официально экспортирован из Приморья и других регионов России, невозможно. Однако понятно, что доля действительно малоценных пород в экспорте с Дальнего Востока России была минимальной. В течении года также неоднократно пресекались попытки нелегального экспорта ценных пород (например, "Последние известия" 07.07.99, а также "Сихоте-Алинь" 14.12.99). Как показывает опыт, за каждой неудавшейся попыткой нелегально вывезти ценную древесину из России стоит некоторое количество успешных попыток, тем более, что при больших корабельных партиях таможня не проводит проверки фактически отгруженных объемов, так как эта операция технически малореальна. По оценкам сотрудников местных и краевой администрации только из Приморья в 1999 году было вывезено более 600000 м3 древесины ценных пород, то есть не менее 300000м3 было заготовлено в Приморье незаконно.

Большие объемы экспортных лицензий, многократно превышающие разрешенный объем вырубки, позволяют фирмам, ведущим экспорт древесины, осуществлять легализацию незаконно добытого леса. Действительно, после того как незаконно срубленная древесина попадает, например, в порт или на перевалочную базу, эта древесина сразу становится законной, подпадая под действие уже выписанных лицензий.

Contents4. Рубки, осуществляемые при строительстве не лесохозяйственных объектов без получения необходимых разрешений

В настоящее время достаточно широко распространена практика сведения лесов под хозяйственные и коммерческие объекты (здания и сооружения, линейные объекты, карьеры и т.д.) на основе решений руководителей местной, либо региональной власти без оформления необходимых разрешительных документов, либо вообще без чьих-либо разрешений. В большинстве случаев виновные не несут никакой ответственности, разрешительные документы оформляются задним числом, либо вообще не оформляются. Даже после официального выявления нарушения и составления протоколов, незаконное строительство в абсолютном большинстве случаев не останавливается, так как "деньги уже вложены" и объект (лес) уже уничтожен. Данная практика широко распространена по всей стране и, чаще всего, в каждом конкретном случае касается небольших площадей. Оценить общие объемы таких рубок довольно сложно.

Previous page

Contents

Next pages



Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!