|
||||
| ||||
Периодические издания и рассылки |
А. Рубки без разрешительных документов
|
В июле 1998 в Пограничном лесничестве Смирныховского лесхоза бригада по словам бригадира представлявшая ООО "Смирных лес", осуществляла выборку крупномерных елей за пределами собственной делянки и поверх брошенной зимней самоволки другой фирмы. При этом велась прокладка новых волоков в зоне самоволки, в том числе в нерестоохранной полосе р.Скворцовка. Общий объем незаконно свеже срубленной древесины на момент осмотра превышал 400 кбм. (более 220 стволов). Мастер, присутствовавший на делянке, пытался доказать, что свежие летние волока и совершенно свежие пни это, оказывается, последствия зимней рубки другой бригады. Очевидно, что незаконные рубки на этом участке продолжались несколько недель, за это время лесники либо не появлялись на месте рубки, либо их невнимание было неплохо оплачено. |
Понятно, что подобные нарушения в определенной степени стимулирует практика оплаты работы лесозаготовителей "от кубометра", а также существующая система деления лесов на обходы, при которой один лесник должен контролировать закрепленный за ним участок практически без дополнительного контроля сверху и без вневедомственного контроля.
В мае 2000 в Приморском крае подобная практика местным населением, включая работников лесозаготовительных фирм, называлась как обычная практика большинства лесозаготовительных предприятий и ряда лесхозов. В Красноармейском районе нам были показаны примеры подобной деятельности военных и местного лесхоза (либо его сотрудников).
Что касается общих объемов самовольно заготовленной древесины, то в целом по стране только по ценным породам объем самовольных рубок превышает 600000 м3. Несмотря на небольшие объемы, в стоимостном выражении это соответствует примерно 2-3 млн. м3 менее ценных пород.
Показательно также, что во многих случаях маломасштабные самовольные рубки достаточно просто побороть, так как места и особенности рубок, а также места сбыта/«отмывки» древесины обычно хорошо известны (или легко выясняемы). Так в начале июня 2000 в Красноармейском районе Приморья группе сотрудников Гринпис России без особых проблем и каких-либо специальных ухищрений удалось обнаружить и даже была возможность заснять на видео пять самовольных рубок, на которых велись работы от валки леса до вывозки самовольно заготовленной древесины. Более того, по словам самих лесников (включая упомянутый выше Рощинский лесхоз Приморья), они вполне могли бы справиться с проблемой, но не имеют времени этим заниматься, так как заняты на других работах ("рубки дохода"). Более того, распространенной практикой является перевод лесников на зимний период (время интенсивных лесозаготовок) в вальщики, чокеровщики и т.д. Эффективность действий других природоохранных служб и органов правопорядка также не выдерживают никакой критики. Так, например, судя по нашим наблюдениям, все сколь-нибудь крупные "нелегальные фирмы" и бригады неплохо осведомлены о местах и времени работы мобильных постов милиции. В точности такие же проблемы присутствуют в большинстве регионов. Другим эффективным методом борьбы могло бы стать введение нескольких дополнительных постоянных проверок документов при перевозке древесины с конфискацией незаконно перевозимой древесины (и транспорта). Даже, если такие проверки (посты) не будут эффективны на 100% дополнительные взятки, которые придется давать на этих постах, сделают нерентабельными значительную часть маломасштабных нелегальных заготовок.
Работы по контролю самовольных рубок - это часть необходимых действий по усилению контроля за лесозаготовителями и экспортирующими фирмами. В целом, по нашему мнению, для борьбы с самовольными рубками необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:
изменение системы организации лесной охраны с отказом от обходов, закрепленных за конкретными лесниками, и переходом к использованию немногочисленных, но мобильных и хорошо оснащенных инспекторских групп, действующих исключительно вдали от мест постоянной жизни инспекторов. Подобные меры в первую очередь нужны в районах с интенсивными лесозаготовками и большим количеством незаконных рубок;
запрет органам управления лесным хозяйством на ведение любой хозяйственной деятельности, какими бы благими пожеланиями это не объяснялось;
введение дополнительного (избыточного) контроля документов на перевозимую древесину на дорогах, ведущих к местам сбыта;
внесение соответствующих изменений в УК и КоАП в части усиления ответственности за лесонарушения, а также перевозку и легализацию незаконно добытой древесины;
полный пересмотр порядка приемки лесосек и оценки объема фактически заготовленной древесины. В настоящее время эта деятельность осуществляется на основе ведомственной инструкции Госкомлеса СССР 1983 года, ориентированной на социалистическое хозяйство и не учитывающей возможную заинтересованность заготовителей в перерубах. Необходимо также использование новых технологий и дистанционных методов оценки объемов заготовки и состояния лесосек;
полный пересмотр порядка осуществления текущего контроля за рубками, осуществляемыми лесозаготовителями;
расширение полномочий других ведомств по контролю за лесопользованием и деятельностью органов управления лесным хозяйством. Это стало особенно актуальным после объединения под крышей одного министерства органов охраны природы и органов управления лесным хозяйством;
обеспечение открытости и бесплатности ключевой информации по лесопользованию в целях обеспечения возможности общественного контроля. Действующий в настоящее время порядок доступа граждан к информации о лесопользовании предполагает либо настолько высокие цены, что они просто не по карману населению, либо просто не прописывает порядок доступа к таким ключевым материалам как лесорубочные билеты, материалы отводов и т.п.;
введение таможенных кодов для следующих групп экспортируемых пород: прочая еловая древесина; прочая пихтовая древесина; кедр сибирский и корейский; орех; ольха; липа. Данные изменения позволят вести более точный учет экспортируемой древесины и корректно сопоставлять данные об объемах заготовки с данными об экспорте.
Значительная часть указанных выше мер может быть эффективно применена для борьбы с большинством нарушений в сфере заготовки древесины.
Приморский край |
Хабаровский край |
Вывезено в страны получатели |
Рослесхоз |
ГТК РФ |
администрация края |
ГТК РФ |
Япония (*) |
Китай |
188000 |
523000 |
до 300000 |
135000 |
336000 |
352000 |
То, что ни в одном из "сильно пострадавших" от самовольных рубок регионов работы по пресечению самовольных лесозаготовок и перевозки незаконно добытой древесины не ведутся должным образом, либо применяемые меры быстро отменяют под давлением лесорубов, показывает, до какой степени органы власти разных уровней вовлечены в незаконный оборот древесины и коррумпированы. Обычно в таких регионах (или на федеральном уровне под давлением таких регионов) принимаются специфические решения, направленные не на то, чтобы прекратить эти рубки, а на то, чтобы имитировать значительные усилия государства по их пресечению.
Так, в 1999 году было введено лицензирование экспорта древесины ценных пород (применительно к Дальнему Востоку это дуб и ясень). Таким образом, перевозить и экспортировать такую древесину стало возможным только при наличии соответствующего сертификата и лицензии. Однако, правительственное решение предусмотрело разрешительный порядок выдачи лицензий, то есть каждый, кто обращается за лицензией, должен ее получить и притом на тот объем, который запрашивет. Мотивировалось это боязнью создать значительные препятствия для бизнеса. Хотели как лучше, а получилось как всегда: уже 25 мая 1999 года вице-губернатор Приморья Владимир Стегний направил письмо в Министерство экономики России, настаивая на необходимости дополнительных ограничений.
"Объемы экспорта лесоматериалов ценных пород из Приморья в КНР и Японию из года в год значительно превышают нормы законной вырубки, - говорится в письме.- Лицензирование экспорта в автоматическом режиме без количественных ограничений не дает рычагов воздействия на недобросовестных экспортеров. В Приморье с 15 февраля по 20 мая 1999 г. выданы экспортные лицензии на 930,9 тыс куб.м. лесоматериалов ценных пород, тогда как краевая норма вырубки деревьев этих пород на весь 1999 год составляет 260 000 куб.м"
Таким образом, например, в Приморье в 1999 году разрешено к рубке было около 260 тыс.м3 ценных пород, а официально вывезено (задекларировано) только Приморскими фирмами свыше 500 тыс.м3 (без учета ценных пород, экспортированных в рамках кода 440310900). Проблема в том, что из дальневосточных ценных пород только дуб имеет свой таможенный код в ТН ВЭД (в феврале 2000 отдельный таможенный код был присвоен ясеню). Орех, бархат, ясень вместе с липой, осиной, ольхой и другими малоценными породами шли по одному коду, поэтому точно сказать, какой объем ценных пород был официально экспортирован из Приморья и других регионов России, невозможно. Однако понятно, что доля действительно малоценных пород в экспорте с Дальнего Востока России была минимальной. В течении года также неоднократно пресекались попытки нелегального экспорта ценных пород (например, "Последние известия" 07.07.99, а также "Сихоте-Алинь" 14.12.99). Как показывает опыт, за каждой неудавшейся попыткой нелегально вывезти ценную древесину из России стоит некоторое количество успешных попыток, тем более, что при больших корабельных партиях таможня не проводит проверки фактически отгруженных объемов, так как эта операция технически малореальна. По оценкам сотрудников местных и краевой администрации только из Приморья в 1999 году было вывезено более 600000 м3 древесины ценных пород, то есть не менее 300000м3 было заготовлено в Приморье незаконно.
Большие объемы экспортных лицензий, многократно превышающие разрешенный объем вырубки, позволяют фирмам, ведущим экспорт древесины, осуществлять легализацию незаконно добытого леса. Действительно, после того как незаконно срубленная древесина попадает, например, в порт или на перевалочную базу, эта древесина сразу становится законной, подпадая под действие уже выписанных лицензий.
4. Рубки, осуществляемые при строительстве не лесохозяйственных объектов без получения необходимых разрешений
В настоящее время достаточно широко распространена практика сведения лесов под хозяйственные и коммерческие объекты (здания и сооружения, линейные объекты, карьеры и т.д.) на основе решений руководителей местной, либо региональной власти без оформления необходимых разрешительных документов, либо вообще без чьих-либо разрешений. В большинстве случаев виновные не несут никакой ответственности, разрешительные документы оформляются задним числом, либо вообще не оформляются. Даже после официального выявления нарушения и составления протоколов, незаконное строительство в абсолютном большинстве случаев не останавливается, так как "деньги уже вложены" и объект (лес) уже уничтожен. Данная практика широко распространена по всей стране и, чаще всего, в каждом конкретном случае касается небольших площадей. Оценить общие объемы таких рубок довольно сложно.
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах
Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
К началу этой страницы | На входную страницу
|
Напишите нам! |
|