Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Предисловие

На пороге нового тысячелетия мир столкнулся с ростом объемов незаконных рубок. В данном случае разговор идет о нарушениях лесного, природоохранительного законодательств и соответствующих международных конвенций. В некоторых странах эти объемы уже сопоставимы с объемами легальных заготовок древесины. Так, например, в Индонезии официальные лесозаготовки на конец 90-х составляли 25-28 млн.м3, а объем нелегальных находился в пределах от 17 до 30 млн.м3 (Natural Resources Management program, Jakarta). В ряде стран правительственные круги на самом высоком уровне вовлечены в организацию таких рубок. Недавние исследования в рамках проекта "Global Forest Watch" в Камеруне показали, что незаконные концессии распределялись на самом высоком уровне. Оценка ряда исследователей ситуации в бразильском лесном комплексе говорит о том, что до 80% древесины в Амазонии заготавливается незаконно. Примеры незаконных рубок также достаточно часты не только в тропических, но и в бореальных лесах. Так, из-за отсутствия реального контроля со стороны лесной службы Канады перерубы расчетной лесосеки, например, в Британской Колумбии - далеко не редкость. Известны случаи заготовки древесины на охраняемых природных территориях Польши и Белоруссии. К сожалению, и в России нелегальные рубки стали обычным явлением, а в ряде регионов начинают играть значительную роль в общем объеме заготовки древесины. В рамках этого обзора мы ставили целью обобщить данные о незаконных рубках лесах, связанных с нарушением лесного законодательства. Другие ветви законодательства нами затронуты лишь вскользь. Однако даже наш далеко не полный анализ показывает, что не менее 20% древесины заготавливается в России незаконно либо с грубыми нарушениями законодательства.

К чему приводят незаконные рубки? Кроме экологических проблем - это также и потери бюджета, и рост коррупции. Кроме того - это и ухудшение имиджа российской лесной промышленности, так как сегодня ни один покупатель российской древесины не может быть уверен на 100%, что вся древесина, которую он приобрел, была заготовлена без нарушения закона.


В отличии от многих стран мира Россия имеет достаточно развитое лесное законодательство и, что самое важное, определенную практику его применения. С ряда точек зрения Российское лесное законодательство является даже избыточным, регулируя те аспекты лесопользования и ведения лесного хозяйства, которые во многих странах оставлены на усмотрение лесных управляющих на меcтах (лесничих, менеджеров). Развитость и определенная избыточность законодательства соответственно определяют и многообразие лесных нарушений, а точнее форм и методов незаконных рубок леса.

Говоря о незаконных рубках леса в России, мы используем толкование этого понятия, данное в решении пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 № 14, а именно: "Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан …". Необходимо сразу оговориться, что данная трактовка относится к порядку применения судами ст.260 УК РФ. Ответственность должна наступать в случаях, когда нанесенный ущерб превышает определенную величину (20 МРОТ или 200 МРОТ). Однако, за многие из этих же нарушений Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.98 №551) - далее Правила отпуска - установлены неустойки, внесение которых фактически отменяет уголовную ответственность, даже если нанесенный ущерб вполне соответствует уголовной статье. Это позволяет допускать серьезные нарушения, не опасаясь уголовной ответственности, что, в свою очередь, способствует росту нарушений, особенно в случаях, когда официально применяемые неустойки меньше получаемой дополнительной выгоды. В дополнение к этому ведомства, имевшие право осуществлять контроль за деятельностью лесопользователей, в большинстве случаев работали разобщенно, более того, часто их деятельность (и выводы) противоречат друг другу. Все это дополнительно способствовало развитию лесонарушений и, в частности, незаконных рубок. Слияние практически всех контролирующих структур в одно министерство, безусловно, только сильно ослабит контроль за лесопользованием в силу многих специфических черт лесонарушений, рассмотренных ниже.

Незаконные рубки можно разделить на две большие группы:

рубки, осуществляемые без разрешительных документов или по поддельным разрешительным документам;

рубки, на которые имеются официальные разрешительные документы (лесорубочные билеты, ордера на мелкий отпуск), что, само по себе, далеко не всегда делает рубки законными.

Каждая из этих больших групп включает множество вариантов и понятно, что приведенная ниже классификация весьма условна и каждый конкретный случай обычно непросто отнести к какой-то схеме, особенно, если многие нарушения присутствуют одновременно.

Previous page

Contents

Next pages



Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!