Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 11, август 1999
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Частный лес в водоохранной зоне


Г. Минлебаев

В области лесных и земельных отношений и реализации норм земельной реформы в Республике Татарстан (РТ) сложилась противоречивая ситуация - создано одно из лучших в России национальное земельное, лесное и экологическое законодательство, способное принудить и удержать разрушение окружающей природной среды при имеющемся низком уровне экологической культуры у населения, руководства сельскохозяйственного производства и лесоводства, представителей органов исполнительной власти и госслужащих. Создано законодательство, способное стимулировать развитие растениеводства и лесоводства как отрасли растениеводства, занимающейся выращиванием леса для получения древесины, других продуктов леса и использованием его с защитными, водорегулирующими, целебно-оздоровительными и прочими целями. Но введение в действие нового земельного и лесного законодательства, во-первых, повлекло массовые нарушения прав граждан на территории РТ. Во-вторых, - нанесен очередной удар по лесным отношениям - утеряно время и возможности по увеличению в малолесной республике площадей занятых лесами. В-третьих, можно говорить о пассивности, бездействии со стороны Минлесхоза РТ и Федеральной лесной службы России, когда эти органы не принимали активного участия в создании законодательства о фермерах, о земельной реформе, о водоохранных зонах и т.п. Под фермерами подразумеваются все те жители, которые получают средства к существованию за счет сельскохозяйственной деятельности, рыболовства и использования ресурсов леса. Во всем мире частное лесоводство считается уделом фермеров.

В результате низкого уровня интеллекта работников органов, имеющих право на законодательную инициативу, в том числе и работников органов управления лесами, создано лесное и земельное законодательство, не соответствующее нормам международного права.

Нарушению прав граждан предшествовали следующие события. Постановлением КМ ТАССР N#426 от 01.12.89г (аналог постановления СМ РСФСР N#91 от 17.03.1989г) было введено в действие "Положение о водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ". Основная площадь этих водоохранных зон объективно находится в сельской местности. Положение предписывало обосновать размещение и установление границ водоохранных зон у водных объектов с целью улучшения экологии, качества и количества водных ресурсов, увеличению площадей защитных лесов и в конечном счете - росту урожаев. Это постановление было "куцым": в водоохранных зонах лишь ограничивалась хозяйственная деятельность при сельскохозяйственном производстве. Ограничения привели к тому, что постановление стало противоречивым - пашня, пастбища и сенокосы на территориях водоохранных зон продолжали оставаться землями сельскохозяйственного назначения, но стало невозможным экономически целесообразное ведение основных отраслей сельскохозяйственного производства: растениеводства и животноводства, т.к. в водоохранных зоне запрещалась рекомендованная для ведения растениеводства система средств защиты растений и улучшения плодородия почв. Разве возможна эффективная защита трех производственных групп сельскохозяйственных культур: продовольственных, технических и кормовых, когда законодательно в водоохранной зоне запрещена имеющаяся система защиты от болезней или вредителей этих сельскохозяйственных культур? Разве возможно получение рентабельного урожая при запрете на восстановление почвенного плодородия при помощи известкования кислых почв и их фосфоритования?

В РСФСР и в ТаССР остались незамеченными два противоречия постановления:

  1. между экономической целесообразностью сельскохозяйственного использования водоохранной зоны в качестве сельскохозяйственных угодий и санитарно-экологическим защитным статусом водоохранной зоны;

  2. между фактическим правовым хозяйственным положением (сельскохозяйственным статусом) и целью создания водоохранной зоны.

19 апреля 1991 г. были введены в действие Земельный Кодекс РТ и Закон РТ "О земельной реформе" (ЗК РФ принят 25 апреля 1991 г.). Новые акты по сути указывали, что согласно ст. 91 ЗК РТ (1991 г.), ст.89 ЗК РФ (ст. 26 ЗК РТ 1998г.) водоохранные зоны уже являлись землями не сельскохозяйственного, а природоохранного назначения или землями особо охраняемых территорий. Водоохранные зоны становились либо лугом, либо землей, зарастающей кустарником и деревьями, либо должны специально засаживаться лесом. Лишь эти события реализуют суть водоохранной зоны. При выводе водоохранных зон из категории земель сельскохозяйственного назначения становится уже не декларацией цель создания водоохранных зон - "предотвращение загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира".

Разве достижимы эти цели, если водоохранные зоны, находящиеся всегда на склонах, будут распахиваться дважды в год, будут обрабатываться минеральными удобрениями, будут известковаться и т.п.? Дополним, что 8.12.95 г. был принят Федеральный закон РФ "О мелиорации земель", ст.4 которого указывает, что мелиорации, т.е. восстановлению плодородия, подлежат земли сельскохозяйственного назначения, т.е. в водоохранной зоне мелиорация запрещена. Ст. 75 ЗК РТ (1991 г.), ст. 89 ЗК РФ, п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 16 ЗК РТ (1998 г.) запрещают обязательное использование водоохранных зон в иных, чем природоохранных целях, но разрешают землевладельцу/землепользователю (в порядке исключения из общей нормы) обратиться к компетентным органам за разрешением для ограниченной хозяйственной деятельности, например, нерегулярному сенокошению.

Площадь водоохранных зон не является сельскохозяйственными угодьями и за неё землевладелец/землепользователь не платит земельный налог как за земли сельскохозяйственных угодий. Ст.3 ЗК РТ 1991 г. и п.п. 3, 7 ст. 5, п. 4 ст. 15, ст. 17 ЗК РТ от 1998 г. указывают на необходимость перевода площадей водоохранных зон в категорию земель природоохранного назначения. П. 3 ст. 15 ЗК РТ 1998 г позволяет при спорах по правовому режиму земельного участка, указывать на приоритет категории земель особо охраняемых территорий, т.е. и водоохранных зон.

Принятый в 1998 г ЗК РТ уничтожил остатки общинного землепользования и закрепил право частной собственности на землю у всех селян. Поэтому выглядят неуместными и противоправными упоминания в статьях ЗК РТ о землях, "...занятых сельскими пастбищами, другие участки по усмотрению схода граждан..." и пр.(ст. 83 ЗК РТ).

Нет теперь у сел пастбищ. Каждый житель села имеет свой земельный пай, т.е. свою долю пашни, пастбищ и сенокосов. Теперь и его личный скот должен питаться с этой его доли. А так называемые сельские пастбища практически всегда находились в водоохранных зонах, что привело к нарушению режима водоохранных зон, загрязнению и истощению водных объектов и что с 1991 г. и в России, а значит и в Татарстане является правонарушением.

Далее, две небольшие иллюстрации. В Татарстане два села находятся в водоохранной зоне. Между селами, в пойме реки выпасался и сейчас пасется личный скот жителей этих сел.

В данной водоохранной зоне местный лесхоз посадил саженцы деревьев. Женщины двух этих деревень под защитой своих мужей за одну ночь выдернули все саженцы, "освободив" площади водоохранной зоны для пастьбы личного скота, которому место на пастбищах, а не в водоохранной зоне обмелевшей малой речки.

Второй пример. Пестречинский райкомзем и глава администрации выделили землю под садоводческое товарищество на 2-х летних посадках сосны в водоохранной зоне р.Сула. Посадки уничтожены, большинство участков не освоены.

Что могут дать природоохранные земли лесным отношениям и гражданам? Во-первых, это первый и самый главный фронт работы для Минлесхоза РТ и Рослесхоза.

Разворачивая эту мысль, можно перечислить цели выделения водоохранных зон, которые реализуют главнейшую потребность человечества в главнейшем ресурсе - чистой питьевой воде. И сделать это проще, надежнее и дешевле всего с помощью посадки лесов. Далее, без сомнения можно прогнозировать восстановление плодородия почв, улучшение микроклимата, увеличение урожаев, улучшение экологической обстановки, улучшение среды обитания животного и растительного мира. Во-вторых, используя существующие нормы, например, ст.ст. 111-113 Водного Кодекса РФ, землевладелец/землепользователь приобретает возможность посадить и иметь частный лес, который назовем нелесной древесно-кустарниковой растительностью. Эту оговорку необходимо сделать из-за несовершенства нового Лесного Кодекса РФ, не предусматривающего даже понятие "частный" лес.

Иметь в собственности землю, на которой находится водоохранная зона, но нет леса, является несложной и недорогой проблемой. Таких земель в Татарстане не менее 1млн.га. Посадить в водоохранной зоне лес является здравой мыслью, благородной задачей вообще и коммерческой в частности для физического лица. Запрета на посадки. а значит и на владение посадкой нет, следовательно владение частным лесом - реальность. Реализация посадки леса также недорого стоит. Иметь свой частный лес в Татарстане и в России - это не проблема для некоторых физических лиц. Но частный лес в водоохранной зоне будет решать общенациональные и даже транснациональные экологические проблемы. Единственное, необходимо пересмотреть нормы Земельного, Лесного Кодекса РФ и РТ и Закона "О фермерском хозяйстве" в части введения понятия и правового статуса частных лесов.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!