Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

   Стратегия - постановка цели, задач, выработка программы-максимум и программы-минимум, прогнозы последствий. Тактика - совокупность средств и приемов для достижения намеченных целей, задач, реализации программ (определение органов, в которые целесообразно обратиться, просчитывание наперед тех или иных шагов, действий, вариантов маневра, выбор способа действий - "игра с открытыми или закрытыми картами", этапы и стадии и т.п.).
   Цель - это то, во имя чего затевается "дело", предмет стремления. Это может быть и содействие построению правового государства, и воспитание у чиновников уважения к закону, и усиление правовой защищенности граждан, создание судебных прецедентов, повышение уровня правовой грамотности населения и т.п..
   Задачи - конкретный результат, эффект, которого желательно достичь. Например, признание акта (его части) недействительным, восстановление нарушенного права, взыскание убытков, вынесение частного определения в адрес нерадивых чиновников, компенсация морального вреда и т.п.
   Разные варианты элементов стратегии и тактики приведены во второй части книги. Например, в письме к охотпользователям Ленинградской области идет речь о том, что для обжалования постановления правительства области им надо объединиться, избрать менее уязвимого истца, обратиться параллельно в областной суд, к прокурору области, в Законодательное собрание Ленинградской области, а также в Правительство РФ, в само правительство Ленинградской области (73). По делам об обжаловании постановлений о привлечении А.А.Черныша и В.В.Веденичева к административной ответственности на первом этапе ставились задачи отмены постановлений, а на втором - защита чести, достоинства, взыскание убытков, компенсации морального вреда (дела 1, 15). По делу Э.Д.Головиной программа-минимум - взыскать задолженность по зарплате для истицы, программа-максимум - признать приказы и распоряжение ректора о понижении зарплаты незаконными и, тем самым, возложить на администрацию обязанность осуществить перерасчет оплаты труда всем педагогическим работникам университета (около 500 человек; см. предисловие к делу 32). При обжаловании решений по охотбилетам был использован прием "игра с закрытыми картами". Заявления в суды были простыми, формальными, всего лишь достаточными для назначения дела к рассмотрению. Настоящая юридическая аргументация была изложена непосредственно на судебном процессе. При таком подходе противной стороне весьма сложно быстро найти достойные контраргументы в опровержение сказанного и представленного суду в письменной форме обоснования требований (106, 107). При взыскании неполученного дохода или упущенной выгоды предпринимателя В.А.Марцюги специально сразу добавлено требование взыскания стоимости услуг представителя (223). Иск, содержащий смешанные требования, подведомствен именно суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду (ст. 28 ГПК). Это сделано для того, чтобы компенсировать истцу его расходы по оплате юридических услуг. Арбитражные суды, как правило, не взыскивают стоимость услуг представителя стороне, в пользу которой состоялось решение, а суды общей юрисдикции это делают практически всегда (ст. 91 ГПК).
   При выработке стратегии и тактики необходимо помнить о бремени доказывания. При обращении в суды с исками обязанность сбора и приведения доказательств возлагается на истца (исключение - ст. 53 АПК), если дела рассматриваются по жалобам - на ответчика. Нужно не только помнить, но и правильно этой обязанностью пользоваться, не взваливая на себя излишнюю работу. Например, в судебном процессе мы доказывали, что распоряжение администрации Кировской области не должно применяться и по другому юридическому основанию - оно не опубликовано официально для всеобщего сведения в газете "Вятский край(просмотрена подшивка газет за 1994-1996 гг.) (164). Можно было не листать газеты, а переложить бремя доказывания на представителей администрации области. Администрация издала распоряжение. Это распоряжение возлагает обязанности на граждан. Стало быть, должно быть официально опубликовано. Администрация издала, она пусть и доказывает правомочность его издания, а также соблюдение установленного Конституцией РФ порядка опубликования актов, затрагивающих права и свободы граждан. Именно на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
   Внимательный и дотошный читатель, изучая материалы второй части книги, найдет много других как находок, так и промахов.
   В статье "Победа в Верховном Суде" описано много любопытных элементов стратегии и тактики, использованных при обжаловании распоряжений Правительства РФ. Истцы - общественные организации Социально-Экологический союз, Всероссийское общество охраны природы и другие, а также десятки граждан из многих регионов России, в том числе председатель комитета по экологии Госдумы РФ Т.В.Злотникова. Интересы граждан представляли по доверенностям ведущий адвокат О.А.Яковлева и другие юристы высочайшей квалификации из Института эколого-правовых проблем "Экоюрис". Заключения крупнейших специалистов в области охраны природы академиков Е.Сыроечковского, В.Тихомирова и других экспертов. Пикет с лозунгами перед зданием Верховного Суда РФ. Полный зал слушателей. Присутствие работников телевизионных компаний, информационных агентств, газет и журналов. Объединение усилий профессиональных юристов, общественных экологических организаций, граждан, экспертов и средств массовой информации, безусловно, способствовало достижению поставленной задачи ("Бюллетень Московского ИСАР". Зима 1997/98. № 4. С. 11). Хронология событий по данному делу и решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда опубликованы в первом номере "Лесного бюллетеня" за 1998 год, с. 42-44.
   При выявлении в каких-либо актах их несоответствия действующему законодательству, нарушения прав граждан и(или) юридических лиц прежде всего надлежит определить органы, в которые целесообразно обратиться. На основе анализа литературы, юрисдикционной практики, законодательства и личного опыта можно выделить четыре группы органов по степени результативности (эффективности) обращения в них (расположены по убывающей): суды; прокуратура; вышестоящий орган; другие органы (представители Президента РФ, депутаты разных уровней, Уполномоченные по правам человека, средства массовой информации, тот орган, должностное лицо, решения которых обжалуются и т.д.).
   В большинстве случаев целесообразно обращаться одновременно в максимальное число органов. Наиболее трудоемкие стадии обжалования - оценка законности акта, выработка юридической аргументации и изложение ее на бумаге - уже выполнены. Остается только, несколько видоизменяя форму документа и характер заявляемых просьб (требований), отпечатать письма всем адресатам. Если вдруг среди них появятся союзники или сочувствующие и дадут какие-либо ответы, свидетельствующие о вашей правоте, то приобщение таких документов к материалам дела усилит вашу позицию в суде (кто-то из адресатов может стать и участником процесса "по вашу сторону баррикады" - см., например, документы 4, 36, 40). Если придут отрицательные ответы - о них в суде можно умолчать. Если в ответах будут какие-либо доводы, то это поможет вам понять логику чиновников и заблаговременно продумать контраргументы.
   Следует также рассмотреть возможность привлечения к делу опытных высококвалифицированных юристов из каких-либо организаций. Вопрос этот весьма неоднозначен. Например, сотрудники Нижнетагильского правозащитного центра считают, что "если Вы решили обратиться в суд, не бегите туда сразу разузнавать, что да как; Вас наверняка отправят в юридическую консультацию. Но там советом помогут не всегда, а вот деньги возьмут обязательно. Поэтому, прежде всего, пойдите в библиотеку. Там попросите Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, а, возможно, и некоторые другие федеральные законы, под которые подпадает Ваше дело" ("Права человека в России: информационная сеть". 1997. № 28. С. 2-8).
   Светлана Добровольская, кандидат юридических наук, адвокат Московской областной коллегии адвокатов, член редколлегии журнала "Домашний адвокат", автор многочисленных и весьма удачных статей по правозащитной тематике, пишет: "Вообще, мне бы хотелось сказать, что наша правовая система - это довольно сложный механизм, который далек от совершенства, но как-то работает. Простой гражданин, попавший между шестеренками этого механизма, к сожалению, будет, скорее всего, раздавлен. Механизм бесчеловечен, он не имеет жалости ни к кому, но специалисты знают, как им можно управлять. И адвоката, опытного адвоката, я бы сравнила с таким специалистом-сталкером, который, иногда даже действуя на грани закона, спасает интересы своего клиента ("Домашний адвокат". 1997. № 21). Помощь профессионала высочайшей квалификации может быть действительно огромна. Сложность в том, как и где его найти. А если даже и нашли, то как убедить, чтобы взялся за ваше дело.
   Стоимость юридических услуг (при нынешних весьма скромных доходах большинства граждан) весьма высока. В г. Кирове стоимость дня (в том числе и судодня - дня участия в процессе независимо от его продолжительности) работы адвоката среднего уровня составляет от 500 руб. и выше (примерно такие суммы суды удовлетворяют по ст. 91 ГПК - "стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате помощи представителя в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств"), а в районах области от 300 руб. и выше. Разброс цен на рынке аудиторских услуг таков: стоимость одного дня работы специалиста колеблется от 100 до 1500 руб., стоимость консультации - от 50 до 150 руб. ("Товар-Деньги-Товар". 1998. № 15. С. 12). Большинство аудиторских фирм оказывает и юридические услуги.
   Приблизительные расценки на услуги адвоката С.-Петербургской городской коллегии адвокатов А.С.Савича, фигурирующие в Internet, следующие. Стоимость одной консультации - 20-50 $; составление исковых заявлений, жалоб в суд - 50-100 $; составление проекта договора - 70-100 $; ведение дела в арбитражном суде (1 инстанция) - 10-15 %; ведение дела в суде общей юрисдикции (за 1 судодень) - 100-150 $; подготовка материалов к рассмотрению дела в суде - 80-300 $; правовое обслуживание предприятий (в месяц) - 300-1000 $; споры с таможней и налоговыми органами - 5-25 % и т.д. (http://www.savitch.dux.ru).
   Прейскурант цен на юридические услуги Московской коллегии адвокатов устанавливает, что стоимость одного часа работы адвоката составляет рублевый эквивалент 150 долларов США, не считая расходов, связанных с выездом адвокатов за пределы Москвы ("Законодательство и экономика". 1996. № 9. С. 23-29).
   Конечно, если удастся договориться об оплате услуг по конечному результату (например, если обжалуемый акт будет признан недействительным и решение суда вступит в силу, то выплачивается энная сумма, если нет - проделанная работа оплате не подлежит) и(или) в виде процента от отыгранной и реально взысканной суммы убытков, компенсации морального вреда и т.п., то можно смело заключать договор с такими условиями.
   Как же оценить способности и возможности юриста, который волею судеб оказался перед вами? Во-первых, справьтесь, где он работал ранее и где работает сейчас. Если это адвокат из юридической консультации, у него есть соответствующее удостоверение, он вправе на основе договора с клиентом консультировать его по всем вопросам, представлять его интересы как в гражданском, так и в уголовном процессе. Адвокат может показать уже исполненные им договоры, решения и приговоры суда по делам, в которых он участвовал. Возможно, что у него имеются научная степень, опубликованные статьи, благодарственные письма от клиентов. Вся эта информация поможет определить как уровень оказываемой помощи, так и уровень вознаграждения.
   Деятельность по оказанию платных юридических услуг подлежит лицензированию со стороны государства. В России действует соответствующее постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 334. Лицензию должны иметь индивидуальные предприниматели-юристы и юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы. Лицензированию не подлежит деятельность коллегий адвокатов и юридических служб в составе юридических лиц, а также иная юридическая деятельность, для осуществления которой законодательством установлен особый порядок лицензирования. Таким образом, получать вознаграждение за юридическую помощь вправе либо коллегия адвокатов, либо обладающие лицензией фирмы и юристы-индивидуалы.
   Размер вознаграждения должен устанавливаться в договоре и, как и любое другое положение договора, подлежит согласованию сторонами. Для того, чтобы правильно определить размер гонорара, следует обговорить и отразить в договоре следующие вопросы.
   Предмет договора обычно выражается такой формулой: "Юрист принимает на себя обязательство оказать клиенту юридические услуги в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а клиент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их".
   Объем услуг - это то, в чем конкретно должна состоять помощь. Например, юрист принимает на себя обязательство представлять интересы клиента в судебном разбирательстве по делу о разделе общего имущества супругов или составить проекты учредительного договора, устава акционерного общества, провести переговоры между учредителями и зарегистрировать общество. Не рекомендуется употреблять общие формулировки типа "оказание юридической помощи по согласованной тематикеили "юридическое сопровождение деятельности фирмы-клиента". Подобные положения, в конечном счете, приводят к недоразумениям при исполнении договора, поскольку стороны изначально могут по-разному понимать объем услуг. Конкретность в этом вопросе позволяет точно определить срок выполнения обусловленной работы.
   Длительность и сроки исполнения услуг устанавливаются либо как период времени (10 дней, один месяц), либо как конкретная дата (не позднее 1 февраля 1998 г.), либо как периодичность (по два часа три раза в неделю). Здесь важно, чтобы срок был разумным и достаточным. Имеет смысл оговорить случаи несоблюдения сроков, например, по причине болезни юриста, вследствие непредоставления клиентом необходимых документов.
   Обязанности юриста - руководствоваться при оказании услуг действующим законодательством в полном объеме; предлагать клиенту наиболее выгодные для последнего решения, предупреждать о возможных последствиях применения тех или иных рекомендаций; своевременно выполнять задания клиента и отчитываться перед ним по этим заданиям; предоставлять клиенту устные и письменные консультации; сопровождать клиента при рассмотрении дел в государственных органах, судах, при заключении договоров; обеспечивать клиента по его заказам или в связи с исполняемой юристом работой текстами законов и других нормативных документов; представлять клиенту для подписания акты о фактически оказанных услугах, возвратить клиенту все полученные от него документы и материалы по истечении срока действия договора и др.
   Обязанности клиента - предоставлять по запросам юриста необходимые документы и материалы; своевременно сообщать всю информацию, имеющую значение для оказываемых услуг; не предпринимать никаких действий в рамках имеющегося поручения юристу без его ведома и консультаций; в необходимых случаях выдавать юристу доверенности на представление интересов клиента и по другим вопросам; принять выполненную юристом работу по акту и оплатить ее в соответствии с договором.
   Размер вознаграждения устанавливается сторонами либо в твердой сумме, либо в виде почасовой ставки, либо в процентном отношении. Гонорар в твердой сумме обычно уплачивается при достижении юристом обусловленного договором результата (выигранное судебное дело, регистрация фирмы). Известно, что так называемая "регистрация фирм под ключ", то есть пакет учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации, открытие счета в банке обойдутся заказчику в сумму от 500 до 1 тыс. и более рублей. Твердые суммы часто устанавливаются из расчета работы юриста в течение одного месяца без определения конкретного объема услуг. В таких случаях оплата юристов составляет от 500 до 5 тыс., а в крупных банках и риэлторских фирмах - более 15 тыс. рублей в месяц.
   Часовые ставки удобны при периодических посещениях юриста или при получении консультаций по телефону или в офисе. По окончании недели (месяца) стороны уточняют и умножают их на тариф. В настоящее время в России размер часового тарифа (ставки) юриста в зависимости от его квалификации, сложности дела, известности юридической фирмы может колебаться от 50-100 российских рублей до рублевого эквивалента 100 и более долларов США. Наконец, при обозримости сумм, которые клиент может получить в результате юридической помощи, размер вознаграждения возможно установить как процент от получаемой суммы. Автору статьи известны случаи, когда клиенты сами, видя, например, безнадежность получения долгов, предлагали юристам от 50 и более процентов. Общераспространенный процент колеблется в пределах от 10 до 20 %. На практике вознаграждение бывает и комбинированным, когда разные виды определения гонорара дополняют друг друга.
   Если запрашиваемые юристом суммы вам не по карману, не стоит отчаиваться, торгуйтесь, обосновывая свою цену, обратитесь к другим специалистам, используйте фактор конкуренции.
   Порядок платежей. В этом разделе договора согласовываются формы и сроки уплаты вознаграждения. Все продавцы, и практикующие юристы не исключение, хотят получить деньги как можно раньше. Авансовый платеж (предоплата) может составлять все 100 процентов вознаграждения, например, в случае точной определенности объема и срока услуг. Нормальным можно считать аванс в размере до одной трети от общей суммы договора. Об оплате остальных двух третей можно условиться, что это произойдет в течение трех дней после сдачи-приемки работ (услуг) по договору.
   Ответственность сторон. Если со стороны юриста обязательства выполняются не в полном объеме или несвоевременно, клиент вправе требовать, по крайней мере, уменьшения подлежащего оплате гонорара или возврата соразмерной нарушению части аванса. Возможно установить санкции за просрочку исполнения обязательств в отношении как сроков оказания услуг, так и сроков оплаты вознаграждения. Таковы основные положения договора об оказании платных юридических услуг (И. Ахметшин. Без адвоката не скажу ни слова // "Бизнес-Адвокат". 1997. № 9).
   В любом случае, по нашему мнению, лица, обращающиеся в суд, должны владеть азами юридической грамотности. Для этого необходимо брать в библиотеках, покупать в магазинах комментарии к определенным кодексам, законам. Например, если обжалуете постановление по делу об административном правонарушении, надо изучать: Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях (М., 1997. - 832 с.); Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (М., 1996. - 573 с.); соответствующие постановления Пленума Верховного Суда РФ и т.п. Если трудовой спор - Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации (М., 1996. - 528 с. или более позднее издание: М., 1997. - 664 с.). На основе многочисленных наблюдений утверждаем, что самым заинтересованным лицом в споре является, как правило, истец (заявитель). Советы о том, что следует изучить, предоставление тех или иных книг позволили многим лицам самостоятельно защитить свои права даже в весьма сложных спорах (обжалование увольнения, взыскание убытков, компенсация морального вреда и т.п.).
   Желательно консолидировать усилия по обжалованию, то есть стараться привлечь к делу других заинтересованных лиц, права которых тоже ущемлены. Желательно выяснить, имеются ли в вашем регионе общественные правозащитные организации. Если обнаружите, смело стучитесь туда. В большинстве случаев там неравнодушные люди, преданные энтузиасты, обладающие достаточно высокой квалификацией. В некоторых случаях целесообразно обращаться и в общества защиты прав потребителей, территориальные антимонопольные органы, комитеты по поддержке малого предпринимательства, к Уполномоченным по правам человека и т.п. Если удастся подключить к освещению судебного процесса средства массовой информации, то это дисциплинирует суд, побудит его более тщательно рассмотреть спор.
   Необходимо продумать также возможность проведения независимой юридической экспертизы обжалуемых актов или получения соответствующих заключений специалистов. Заключения экспертов и специалистов могут не только усилить позицию стороны в судебном процессе, но и предрешить исход дела. Юридические институты (академии, университеты, факультеты, филиалы) имеются практически во всех субъектах РФ. В одной из газет сообщалось, например, что для выяснения законности действий налоговой инспекции, а также принятых решений можно обратиться в Сектор налогового права Института государства и права Российской академии наук (129841, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10). В первом номере журнала "Адвокат" за 1996 г. опубликовано "Заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по запросу Ассоциации российских банков", подготовленное главным научным сотрудником, доктором юридических наук, профессором В.А.Рахмиловичем. При защите прав потребителей часто возникает необходимость проведения товароведческой экспертизы. Информация о возможностях судебно-товароведческой экспертизы, проводимой Всероссийским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз, опубликована в первом номере за 1995 г. "Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ" (с. 83-87). Этот институт ныне преобразован в Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ; см. статью "Современное состояние судебно-товароведческой экспертизы", опубликованную в первом номере журнала "Российская юстиция" за 1997 г.). Лаборатории или филиалы судебных экспертиз имеются и в областных центрах. Бюро товарных экспертиз имеются при Торгово-промышленных палатах. Примеры заключений на различные акты приведены во второй части книги (документы - 2, 74, 89, 129).
   В статье "Зачем суду психолог?Владимир Романов, доктор психологических наук, профессор, сообщает, что для решения вопросов, связанных с компенсацией морального вреда гражданам, законодатель обязал суды учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ). В этой связи представляется, что квалифицированно определить степень перенесенных страданий с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего без помощи эксперта-психолога просто невозможно, поскольку и страдание как одна из фундаментальных эмоций, и индивидуально-психологические особенности субъекта - все это проявления психики, которые изучаются психологией. Если подтверждением физических страданий обычно служат медицинские документы, то доказательством пережитых нравственных страданий может, очевидно, служить заключение специалиста-психолога ("Домашний адвокат". 1995. № 23. С. 4-5). Для получения более объективного и качественного заключения желательно, чтобы обследование психологом было проведено в максимально короткий промежуток времени с момента какого-либо события, происшествия. К примеру, эмоциональное и психологическое состояние человека - участника дорожно-транспортного происшествия или незаконно задержанного - в день события одно, а по прошествии, например, месяца, уже иное. Иначе говоря, надо самому сходить на прием к психологу и рассказать о своем состоянии. Во время приема может быть проведено тестирование и другие инструментальные измерения состояния организма. Впоследствии по этим материалам на основании определения суда может быть проведена экспертиза.
   Документов, регламентирующих порядок проведения экспертизы на предмет соответствия тех или иных правовых актов действующему законодательству, нам обнаружить не удалось. Тем не менее, по ходатайству лиц, участвующих в деле, суд может назначить юридическую (правовую), налоговую, бухгалтерскую, аудиторскую и другие виды экспертиз. Правовой основой их назначения служат нормы, закрепленные в ст.ст. 66-68 АПК и ст.ст. 74-78 ГПК. В частности, АПК предусматривает, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, назначает экспертизу. Лица, участвующие в деле, вправе представить арбитражному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, и предложения по кандидатурам экспертов. Окончательно содержание вопросов, по которым требуется получить заключение экспертов, устанавливается арбитражным судом. Отклонение вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать. О назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение (ст. 66). Сходная норма содержится и в ГПК: для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла суд назначает эксперта (ст. 74). Эксперт дает заключение в письменной форме. Заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, а также сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы. Если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. (ст. 68 АПК, ст. 77 ГПК).
   Следует также знать, что порядок проведения некоторых видов экспертиз регламентирован различными актами. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 г. № 407 "О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз(с изменениями на 5 марта 1997 г.) утверждены, например: Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью; Правила производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, а также другие правила ("Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера". 1997. № 2). Инструкция о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР утверждена Министерством юстиции СССР по согласованию с Генеральной прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР и МВД СССР 9 июня 1987 г. Инструкция о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР утверждена приказом Минюста СССР от 26 октября 1981 г. № 20. Инструкция о порядке проведения экспертиз экспертами Бюро товарных экспертиз, утверждена приказом Главного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР от 22 мая 1979 г. № 20, и т.д.

   Законодательство определяет прокуратуру как единую централизованную систему по осуществлению надзора за исполнением действующих на территории РФ законов (ст. 129 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации").
   Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (имеются, в частности, и природоохранные).
   В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", органы прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан осуществляют надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
   Кроме того, согласно ст. 10 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации":
   ""1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
   2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
   3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
   4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
   5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются".
   Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
   Прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона; в случаях, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (ст.ст. 22-28 Закона РФ "О прокуратуре в РФ").
   Таким образом, перечисленный круг прокурорских полномочий достаточно широк. Поэтому практически чуть ли не при любых случаях нарушения законодательства можно обращаться в органы прокуратуры (примеры обращений и ответы прокуратуры - в документах 1, 21, 36, 38, 80, 104, 130, 131, 143, 152, 153 и другие). Обращаться-то можно. Но очень часто вместо аргументированных ответов приходят лишь отписки (104, 131, 153, 207).
   Вот некоторые примеры по Вологодской области. "Прокуратура области не находит оснований для опротестования решения малого Совета... № 404 от 22 декабря 1992 г. "По вопросам охотничьего хозяйства". Данное решение Вы вправе обжаловать в арбитражный суд(письмо прокуратуры Вологодской области от 30 марта 1993 г. № 7-4д-93 правлению облохотобщества). "Прокуратурой области Ваше письмо рассмотрено. Оснований для принесения протеста на постановление администрации № 93 от 17 марта 1993 г. "О внесении изменений в правила охоты в Вологодской областине усматривается. Вместе с тем, это не лишает Вас права обратиться с заявлением в суд(письмо прокуратуры Вологодской области от 10 июня 1993 г. № 7-4д-93 правлению облохотобщества). "Рассмотрев Ваше обращение об опротестовании распоряжения администрации области от 15 октября 1992 г. № 407, которым куница (лесная, каменная) отнесена к перечню лицензионных видов пушных зверей, прокуратура не находит оснований для принесения протеста на вышеуказанное распоряжение. Вы вправе обратиться в суд о его признании противоречащим закону" (письмо прокуратуры Вологодской области от 27 октября 1993 г. № 7-3д-93 правлению облохотобщества) и т.д.
   Сходная ситуация с прокурорскими отписками и в других областях. С.Миронов в статье "Грустный праздник: для водителей и ГАИ настают трудные времена" пишет: "Я получил немало других (документальных) свидетельств беззубости и некомпетентности кировской прокуратуры... На все известные мне обращения по самым разным поводам приходил один ответ: "Нарушений не усматривается. Вы вправе обратиться в суд" ("Вятский наблюдатель". 1997. 2 мая). Для такой оценки у автора, видимо, есть основания. И все же, при этом прокуратурой Кировской области за 1997 г. выявлено более 900 незаконных постановлений и решений местных властей (в 1996 г. - на 200 меньше). По представлениям прокурора области и его обращениям в суд приведены в соответствие с действующим законодательством 7 решений областной думы и 25 - областной администрации ("Товар-Деньги-Товар". 1998. № 6. С. 46).
   Вне всякого сомнения, в органах прокуратуры работает немало квалифицированных, эрудированных и одаренных сотрудников. Но нередко поражает нестабильность, "ножницы" в оценке различными прокурорскими работниками обжалуемых актов и действий.
   Пример из практики. Вологодское облохотобщество обратилось к прокурору области с просьбой принести протест на решения малого Совета и администрации области, ущемляющие права десятков тысяч охотников введением единого охотбилета. Прокуратура не только не нашла оснований для принесения протеста, более того, своим неправильным ответом она направила правление обл-охотобщества по ложному пути - обращайтесь, мол, в арбитражный суд (документ 104). Представитель этой прокуратуры, участвующий в судебном процессе по обжалованию названных решений в областном суде, поддержал требования общества охотников. Суд признал решения незаконными (документ 108). Не успели высохнуть чернила на судебном решении, как прокурор области принес на него протест (документ 112). Представитель Генеральной прокуратуры РФ Л.Л.Корягина, несмотря на позицию Заместителя Генерального прокурора РФ (см. документ 115), доводы протеста прокурора Вологодской области в Верховном Суде РФ не поддержала (документ 114).
   Если прокурор Вологодской области не нашел оснований для принесения протеста на акты, вводящие единый охотбилет, более того, он счел их законными и активно выступил против решения областного суда, то прокурор Нижегородской области внес протест на решение Нижегородского малого Совета "О введении на территории области единого охотничьего билета" (протест от 9 апреля 1993 г. № 7-17-4-84). Возникали ситуации, когда прокуроры специализированных природоохранных прокуратур находили основания и приносили протесты, а прокуроры областей не усматривали оснований и т.д.
   Следует помнить, что протест прокурора должен приноситься в представительный орган власти субъекта РФ или главе краевой, областной администрации с уведомлением вышестоящих органов государственной власти и управления. Если протест прокурора не рассмотрен в течение десяти дней или отклонен, то прокурор обязан обратиться в краевой, областной суд (ст. 61 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2449-1"О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", с изменениями на 16 ноября 1997 года). К сожалению, указанная обязанность возложена только при опротестовании актов органов краевого и областного рангов и не распространяется на акты органов местного самоуправления.

   Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане вправе направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, а последние обязаны рассматривать указанные заявления по существу и принимать решения в соответствии с их компетенцией.
   Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предоставляет право гражданам обращаться с жалобами на действия (решения), нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему (ст. 4).
   Процедура обращения, порядок, сроки рассмотрения заявлений граждан регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", который действует до сих пор. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и, в соответствии со своими полномочиями, в установленных порядке и сроках рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
   Установлено, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (ст. 1).
   Для своевременного рассмотрения предложения и заявления должны подаваться гражданами в те государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса; жалобы должны подаваться в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются (ст. 3).
   Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:
  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;

  • обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;

  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью свое-временного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций (ст. 7).

   Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение (ст. 8).
   Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней.
   В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу (ст. 9).
   Следует отметить, что действие изложенного Указа не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и КоАП.
   Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответы по существу обращений граждан в течение одного месяца (п. 2 ст. 26 Закона РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
   Возможность обращения граждан и юридических лиц с жалобами на действия должностных лиц предусмотрена и другими законами, а также положениями, устанавливающими правовой статус различных государственных органов. Например, Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" предусматривает, что жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции.
   Обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 14; порядок обжалования административных взысканий изложен в разделе 12.1).
   Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд (ст. 39 Закона РФ "О милиции").
   Следует также отметить, что в ряде субъектов РФ приняты свои законы, регулирующие порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан. Так, в Тюменской области действует закон от 18 мая 1995 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан".

   Уже указывалось, что, кроме подачи жалоб в прокуратуру, вышестоящий орган и суды, можно также обратиться с заявлениями в другие органы: к Уполномоченному по правам человека, в Министерство юстиции РФ, к полномочному представителю Президента РФ в регионе, к депутатам разных уровней, в антимонопольные органы, органы по защите прав потребителей, по поддержке малого предпринимательства, в средства массовой информации, в тот орган (к должностному лицу), решения (действия) которого обжалуются, и т.д.
   Уполномоченный по правам человека. Статьей 103 Конституции РФ предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный). В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами принят специальный закон об этом должностном лице - "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011). Предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека и в субъекте РФ.
   В задачи Уполномоченных по правам человека входят содействие восстановлению нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
   Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
   В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Причем подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным в РФ.
   Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
   Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба государственной пошлиной не облагается.
   Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
   Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
   Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
   О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
   По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично, либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
   Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
   Первым Уполномоченным по правам человека РФ постановлением Государственной Думы РФ от 17 января 1994 г. был назначен известный правозащитник, сурово преследовавшийся коммунистическим режимом, С.А.Ковалев. Когда началась война в Чечне, он решительно выступил за ее прекращение и даже призвал западные державы оказать на Россию давление, чтобы остановить эту бойню. Поскольку С.А.Ковалев оказался не "карманным" Уполномоченным, по предложению фракций КПРФ, ЛДПР и некоторых других депутатских объединений Государственная Дума РФ 10 марта 1995 года отменила постановление о назначении его на эту должность. Более двух лет эта должность была вакантной. Законодатели игнорировали даже собственный закон, предусматривающий, что постановление о назначении на должность Уполномоченного по правам человека в РФ должно быть принято в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". А этот закон вступил в действие 4 марта 1997 г. По предложению фракций "Коммунистическая партия РФ", "Наш дом - Россия", "Либерально-демократическая партия Россиии депутатской группы "Народовластие", постановлением Государственной Думы от 22 мая 1998 г. на эту должность назначен Олег Орестович Миронов, доктор юридических наук, профессор, работавший в Государственной Думе членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.
   Министерство юстиции. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерациина это министерство возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ. Целью юридической экспертизы правовых актов субъектов РФ является выработка мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также, в установленном порядке, в соответствующие федеральные органы государственной власти.
   Минюстом РФ отмечены следующие характерные несоответствия и нарушения Конституции РФ и федеральных законов. В Республике Хакасия, Хабаровском крае, Воронежской, Рязан-ской, Новгородской областях и ряде других регионов был установлен иной размер платы за выдачу различных лицензий, не указаны органы, которые должны выдавать эти лицензии. В некоторых случаях устанавливается порядок лицензирования тех видов деятельности, по которым федеральным законодательством лицензирование не предусмотрено (Свердловская, Воронежская, Омская, Оренбургская области, г. Москва и другие). В ряде регионов правовыми актами вводятся дополнительные налоги, сборы, либо устанавливаются ставки налогов, а также объекты налогообложения, не предусмотренные законодательством РФ (Республика Карелия, Нижегородская, Свердловская, Волгоградская области и другие). Значительное количество нарушений допущено субъектами РФ в нормативных актах, регулирующих вопросы производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта. Это, прежде всего, - введение норм, ограничивающих конкуренцию, свободу экономической деятельности, перемещения продукции, ввоза на конкретную территорию (нарушения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") и т.п. ("Адвокат". 1997. № 11. С. 83-92.).
   Представитель Президента РФ в субъекте РФ. Его деятельность регламентировалась ранее Положением о представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге, утвержденным Указом Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 186. В настоящее время действует Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 696 (СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421).
   Полномочный представитель Президента РФ в регионе РФ (далее именуется - полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ на части территории РФ, включающей в себя один или несколько субъектов РФ (далее именуется - соответствующий регион). Основными задачами полномочного представителя являются содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий (в том числе по исполнению федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствующем регионе), организация в соответствующем регионе работы общественной приемной, ведение приема населения, рассмотрение писем, жалоб и обращений граждан и т.п., а также внесение:
  • В Главное контрольное управление Президента РФ, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главе (главам) исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ - представлений в случаях нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, находящимися в соответствующем регионе, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений судов;

  • Президенту РФ - предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, находящихся в соответствующем регионе, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

  • В законодательный орган (законодательные органы) государственной власти субъекта (субъектов) РФ, находящийся (находящиеся) в соответствующем регионе, - представления в случае противоречия принятых им (ими) нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;

  • Президенту РФ - предложения об обращении в Конституционный Суд РФ в случае несоответствия Конституции РФ конституции (конституций), устава (уставов), а также законов и иных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) РФ, находящегося (находящихся) в соответствующем регионе.

   Федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные органы, в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкахвправе давать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов*, вносить им предложения о введении или об отмене лицензирования, налоговых льгот, принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства (ст. 12).

 

   Применительно к теме данной книги представляется важным знать, что есть суды общей юрисдикции (в дальнейшем - суд) и арбитражные суды. Система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней (звеньев): районные (городские) суды; суды субъектов РФ - суды республиканские, краевые, областные, города Москвы, города Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; Верховный Суд РФ. Система арбитражных судов иная. Главное отличие состоит в отсутствии районных арбитражных судов; дела по первой инстанции рассматривают только арбитражные суды субъектов РФ. Лишь некоторые категории дел отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
   Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждое государственное учреждение, орган, должностное лицо вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к его ведению. Определение подведомственности спора, таким образом, - ответ на вопрос о том, в компетенцию суда какого ведомства (общей юрисдикции, или арбитражного, или третейского, или иного) относится разрешение конкретного возникшего спора.
   Подсудность - распределение между судами одного ведомства дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда (его территориального местонахождения), который должен разрешить данное дело. В судебном процессе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную). Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы - в зависимости от характера гражданского дела. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т.е. различными судами одного и того же звена судебной системы.
   Важнейшими актами, регулирующими данные вопросы, являются Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (статьи 113-125), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (статьи 22-31), постановление № 12/12 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам".
   Правильное решение вопроса о подведомственности и подсудности споров, как показывает практика, до сих пор вызывает затруднения не только у подателей заявлений, но и у судей. Так, Нижегородским областным судом были отменены как противоречащие законодательству обжалованные областным обществом охотников и рыболовов акты областного Совета и областной администрации, предусматривающие увеличение платы за пользование охотничьими ресурсами, лицензированный отстрел и отлов всех видов зверей и птиц (3, 4). Дело было принято к рассмотрению по подсудности областным судом после отмены определения районного суда, который отказал в судебной проверке правовых актов, предложив обжаловать их в Верховный Совет РФ.
   В то же время по другому аналогичному делу определением члена того же самого областного суда было отказано (по мотивам подведомственности спора арбитражному суду) в принятии заявления областному обществу охотников и рыболовов о признании недействительным п. 3 распоряжения главы администрации области от 4 сентября 1992 г. "О добыче диких копытных животных и медведей в сезон осенне-зимней охоты 1992-1993 гг.". Согласно указанному пункту распоряжения, весь лимит разрешений (лицензий) передавался районным службам госохотнадзора, вводилась регистрация лицензий у районных охотоведов и предусматривалось участие контролирующих лиц в охоте.
   Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ принятое определение отменила, признав его ошибочным. При этом она указала, что данный спор подлежал разрешению в суде общей юрисдикции. Данным актом устанавливались правила, регламентирующие порядок распределения и регистрации лицензий и порядок проведения охоты, касающиеся не конкретных лиц или группы лиц, а неопределенного круга лиц. Эти примеры попали в обзор судебной практики, подготовленный судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ ("Бюллетень Верховного Суда РФ". 1993. № 6. С. 8-10).
   Нередко возникают ситуации, когда по спору, дошедшему до высших судебных инстанций, принимается решение об отмене состоявшихся в нижестоящих инстанциях судебных актов в связи с неподведомственностью спора тому или иному суду (см., например, 87).
   Требование о признании незаконным акта, носящего нормативный характер, заявленное гражданином или юридическим лицом либо гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
   Индивидуальное частное предприятие "Росси" обратилось в суд с жалобой на распоряжение первого заместителя главы администрации Оренбургской области от 4 февраля 1994 г. № 70-р "О налогообложении", ссылаясь на то, что оно принято неправомочным должностным лицом с превышением властных полномочий и ущемляет права частного предприятия. Определением Оренбургского областного суда производство по делу прекращено ввиду неподведомственности заявленного требования суду.
   Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения как ошибочного. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 6 октября 1995 г. протест удовлетворила, указав следующее.
   Суд прекратил производство по делу, исходя из того, что заявленное требование неподведомственно суду и подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В подтверждение своего вывода суд сослался на разъяснение, содержащееся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", о том, что требования организаций и граждан-предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, если обжалуемые действия оформлены распорядительными или иными документами, не подлежат рассмотрению в суде.
   Действительно, такие споры подлежали бы рассмотрению в арбитражном суде, если бы акты были адресованы конкретным лицам или группе лиц и нарушали охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей (ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ 1992 года, действовавшего до 1 июля 1995 г.).
   По Арбитражному процессуальному кодексу РФ, принятому Государственной Думой 5 апреля 1995 года и введенному в действие с 1 июля 1995 г., арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 22 АПК).
   Как видно из текста распоряжения, оно носит нормативный характер и не относится к числу актов, указанных в ст. 22 ранее действовавшего и ст. 22 ныне действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ.
   Требование о признании незаконным акта, носящего нормативный характер, заявленное гражданином или юридическим лицом или гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, рассматривается в суде общей юрисдикции, так как оно неподведомственно арбитражному суду.
   В связи с этим определение о прекращении производства по делу подлежит отмене (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 1995 г. - см.: "Бюллетень Верховного Суда РФ". 1995. № 12. С. 2; 1996. № 6. С. 1).
   Гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, вправе обжаловать в суд общей юрисдикции любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие его права.
   Споры о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан-предпринимателей, подлежат разрешению в арбитражном суде.
   Требования организаций и граждан-предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами.
   Споры о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующими законодательству, разрешаются в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования предъявлены организацией или гражданином-предпринимателем (п. 4. постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г.№ 12/12).
   Если объединяются несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду, а другие арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде (ст. 28 ГПК).
   Таким образом, подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ.
   В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду), либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12).
   Решения краевого, областного Совета и акты краевой, областной администрации могут быть обжалованы гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, органами государственной власти и управления в краевой, областной суд или арбитражный суд (ст. 60 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"). По аналогии нормы этого закона можно утверждать, что споры о признании недействительными актов существующих ныне выборных органов власти краевого, областного уровня (законодательных собраний, дум) также подлежат рассмотрению в указанных судах.
   Одним из ключевых элементов (критерием) разграничения подведомственности споров по обжалованию актов, изданных органами государственной власти и управления, является оценка характера обжалуемого акта (нормативный или ненормативный) или его части.
   В соответствии со статьей 22 АПК арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Арбитражным судом разрешаются, в частности, следующие споры:
  • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

  • о защите чести, достоинства и деловой репутации;

  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

  • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

  • о признании права собственности;

  • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

  • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

  • о возмещении убытков и т.п.

   Особо хотелось бы подчеркнуть два момента. Арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, между юридическими лицами и гражданами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей, а также споры индивидуальных предпринимателей между собой. Споры с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (не имеющих свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица), арбитражному суду не подведомственны. Эти споры подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Арбитражный суд рассматривает споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов.

   Статья 22 АПК 1992 года устанавливала, что арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц. В этой связи возникла необходимость единообразного понимания, что такое "группа лиц".
   Рекомендации, принятые на совещаниях по судебно-арбитражной практике, отвечали на данный вопрос следующим образом:
   "Арбитражному суду, как указано в статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подведомственны, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей.
   При решении вопроса о подведомственности указанного спора арбитражному суду необходимо исходить из характера оспариваемого акта (нормативного или индивидуального), а не из понятия круга лиц, на которых он распространяется. При этом следует иметь в виду, что нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. Рассмотрение исков о признании недействительными таких актов не входит в компетенцию арбитражных судов.
   Индивидуальный акт правил поведения не содержит, а устанавливает конкретные предписания" ("Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ". 1993. № 6. С. 116).
   В действующем законодательстве до сих пор отсутствует определение понятия "нормативный правовой акт". Тем не менее, в тексте запроса Государственной Думы в Конституционный Суд РФ от 11 ноября 1996 г. констатируется, что "в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение" ("Экономика и жизнь". 1998. № 11. С. 11; шрифтовые выделения в цитате мои. - Н.К.).
   Некоторые критерии разграничения актов содержатся также в Положении о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденном Минюстом РФ 31 мая 1993 года ("Бюллетень Министерства юстиции РФ". 1995. № 1), а также в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста РФ от 17 апреля 1998 г. № 428 и зарегистрированных под номером 1515.
   Разъяснениями установлено следующее.
   Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и(или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.


   При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
   Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
   Направлению на государственную регистрацию подлежат:
  • нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 года;

  • нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 года (со дня вступления в силу Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти");

  • нормативные правовые акты Центрального банка РФ, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, принятые с 4 мая 1995 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"");

  • нормативные правовые акты, изменяющие, дополняющие нормативные правовые акты, независимо от времени принятия последних, или распространяющие их действие, если они содержат признаки, указанные в настоящих Разъяснениях. В этом случае к нормативному правовому акту прилагается копия первоначального нормативного правового акта. При внесении существенных изменений и дополнений в акт, принятый до введения государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (т.е. до 15 мая 1992 года), такой акт подлежит переподписанию (переутверждению) и представлению в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

  • персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
  • действие которых исчерпывается однократным применением;
  • срок действия которых истек;
  • оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

д) акты рекомендательного характера.

   Гражданские дела по первой инстанции в основном рассматриваются районными (городскими) судами. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица (ст. 117 ГПК). Из общего правила есть и исключения. Статья 118 ГПК устанавливает случаи подсудности по выбору истца, статья 119 - случаи исключительной подсудности. Например, иск, вытекающий из деятельности филиала юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала. Иски о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, могут предъявляться также по месту причинения вреда. Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, могут предъявляться также по месту жительства истца. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу (ст. 118 ГПК).
   В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего (ст. 4). Особо подчеркнем, что если подсудность дела является альтернативной, то именно истцу (заявителю) принадлежит право выбора, он решает, в какой суд ему подавать заявление - по месту нахождения ответчика или по месту своего жительства.
   Постановления по делам об административных правонарушениях обжалуются в суд по месту жительства заявителя (ст. 237 ГПК).
   Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа вправе с согласия сторон изъять любое гражданское дело из районного (городского) народного суда, находящегося на территории соответственно края, области, города, автономной области, автономного округа, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Краевой, областной, городские суды, суд автономной области и суд автономного округа обязаны принять к своему производству в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, с обеспечением конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).
   Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, а также об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан (статья 116 ГПК). Интересен, например, такой факт. Первоначально Верховный Суд РФ отказал в принятии жалобы о признании незаконными 12 распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы. В мае 1997 года вердикт суда был таков: обжалуемые распоряжения Правительства РФ являются нормативными актами, а значит, их обжалование к компетенции Верховного Суда РФ не относится. Жалобы на это определение были направлены Генеральному прокурору РФ и Председателю Президиума Верховного Суда РФ. Генеральная прокуратура поддержала позицию Верховного Суда РФ, а Президиум Верховного Суда признал в октябре 1997 года отказ собственного ведомства в приеме жалобы ошибочным и направил дело на рассмотрение по существу в Верховный Суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решением от 17 февраля 1998 г. признала указанные распоряжения Правительства РФ недействительными ("Лесной бюллетень". 1998. № 1 (март). С. 42-44).
   Вопрос о возможности признания недействительными нормативных актов Правительства РФ в судебном порядке долгое время оставался неурегулированным. Закон РФ от 22 декабря 1992 № 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" лишь констатировал, что "постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации, если эти решения противоречат Конституции и законам Российской Федерации, могут быть отменены Президентом Российской Федерации" (ст. 30). Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями на 31 декабря 1997 года) впервые установил, что "акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд" (ст. 23). Указанный закон определяет, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Стало быть, теперь могут быть обжалованы в суд все акты Правительства РФ (ненормативные и нормативные).

   Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов РФ), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 24 АПК). Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей (статья 24 АПК).
   По общему правилу, иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения (ст. 25 АПК). Иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков (ст. 26 АПК). Другие статьи АПК регулируют вопросы подсудности по выбору истца (ст. 26), исключительной подсудности (ст. 29), договорной подсудности (ст. 30) и т.п.
   Изложенное можно представить в виде примерной схемы, иллюстрирующей в некоторой мере вопросы подведомственности и подсудности споров, связанных с обжалованием как нормативных, так и ненормативных актов органов государственной власти, управления, муниципальных образований.

назад     оглавление     вперед


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!